Как строить, развивать и монетизировать персональный бренд: колонка PR-консультанта Ксении Омельченко

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Ричард Брэнсон, Стив Джобс, Опра Уинфри – их имена известны каждому. У каждого из этих людей есть сильный личный бренд, которому доверяют миллионы и за которым готовы следовать сотни тысяч людей.

Если погрузиться в историю, то понятие бренда существовало еще в давние времена в виде «клейма» определенного мастера. Благодаря ему, в случае приобретения некачественного товара, всегда было с кого спросить. Все изменилось в ХХ веке, когда появилась масса похожих товаров, а производители задумались о том, как выделяться на общем фоне. И их спасением стало создание сильного бренда.

Мы привыкли, что брендом может быть товар, компания или услуга. Однако и люди могут быть брендом. У кого лучше репутация и «громче» имя, того и «покупают» чаще и охотнее. Например, известных специалистов переманивают в другие компании, спикеров приглашают на форумы и конференции, а предпринимателей выбирают клиенты и партнеры.

Так, согласно данным исследования Social Media Today, 78% соискателей доверяют персональному бренду топ-менеджера компании в социальных сетях, а 82% клиентов выбирают корпорации или фирмы с медийным топ-менеджментом.

Зачем и как строить личный бренд

Основная задача бренда – помочь целевой аудитории сделать выбор в вашу пользу. Личный бренд может увеличить входящий поток клиентов, улучшить отношения с аудиторией и защитить от ротации покупателей. Следовательно, человек-бренд сам может выбирать, с кем ему работать и на каких условиях.

Однако создавать личный бренд, если вы не готовы давать гарантии, а просто тестируете нишу, не стоит. Также раскрученный персональный бренд, если за ним не стоят действительно глубокие знания и прокачанные навыки, не сделает из вас профессионала – рано или поздно фальшь раскроется. Тем более, не стоит повышать свою узнаваемость, если не готовы развиваться в определенной сфере в ближайшие 7-10 лет. Ведь бренд строится не за 1 день – и вам понадобятся вложения как временные, так и ресурсные.

Личный бренд существует на четырех уровнях: действие (то, что вы делаете или создаете), ассоциации (возникают при упоминании имени), эмоции (которые вызывает человек – например, зависть или восхищение) и влияние, которое он (она) оказывает на жизни других.

Другими словами, личный бренд – это не только о продвижении себя и своих услуг, но и о создании стойкой ассоциации вашего имени с определенной сферой деятельности и создание в обществе определенного мнения на ваш счет.

У персонального бренда есть свой KPI – точка узнаваемости, когда вас узнают и рекомендуют. Например, в соцсетях спрашивают о специалисте по SEO, а ваши друзья или клиенты отмечают вас. И второй этап – когда за вашу успешность платят деньги.

Личный бренд состоит из трех элементов: фундамент, упаковка и продвижение.

На этапе фундамента вы должны понять: зачем вам вообще это нужно и как вы поймете, что уже построили личный бренд? Для кого-то это могут быть количественные показатели (например, 50 тысяч подписчиков на Youtube-канале), а для другого эксперта – качественные (например, одна консультация стоит 500 долларов). Определите, какую ценность приносите людям, кто эти люди и что именно вы готовы обещать им своим личным брендом.

Далее идет этап упаковки – это, например, создание сайта, «причесывание» страниц в социальных сетях, работа со стилем, айдентикой, презентацией себя и даже невербаликой. На данном этапе важно, как вы себя подаете. Здесь играет роль и традиционная Elevator Pitch до 1 минуты (рассказ о себе/своем проекте и чем можете быть полезны), и корпоративные цвета, и узнаваемый атрибут. Например, бизнесмена Гарика Корогодского всегда узнают по его яркому стилю и порой чудаковатым очкам. К бренд-атрибутам можно отнести не только вещи или аксессуары, но и манеру разговора.

И финальный – самый интересный и одновременно самый сложный этап – продвижения. На данном этапе вы уже понимаете, где «сидит» ваша целевая аудитория, чем она интересуется и как до нее лучше достучаться.

На этапе продвижения вы выбираете канал коммуникации – как о вас смогут узнать. Это могут быть экспертные статьи или комментарии в СМИ, если вы ориентируетесь на бизнес-аудиторию, которая читает Forbes. Если вы продвигаете себя как стилиста, тогда стоит «идти» в социальные сети и «наращивать массу» там. А может, ваша аудитория уже пользуется услугами дружественной компании из смежной сферы? Тогда создавайте выгодные партнерства и подключайте кросс-промо.

Также всем, кто решил строить сильный личный бренд, рекомендую особое внимание уделять нетворкингу. Допустим, у вас есть перспективный стартап на Kickstarter. И вам необходимо, чтобы его поддержало максимальное количество людей. Вы можете сделать пост в Facebook, и часть пользователей откликнутся на вашу просьбу. Также вы можете сделать адресную рассылку друзьям и приятелям. Допустим, таких близких знакомых у вас около 25 человек. У каждого из них есть еще 25 друзей. Итого получается уже 625 пользователей, готовых поддержать ваш проект. А у каждого из них есть еще по 25 знакомых, которые в корне изменят жизнь проекта!

Как строить, развивать и монетизировать персональный бренд: колонка PR-консультанта Ксении Омельченко

Нужен ли личный бренд наемному сотруднику

Личный бренд помогает сотруднику увеличить свою стоимость на рынке. Обычно своим именем он обещает высокое качество оказываемой услуги. Например, управление командой IT-специалистов или создание корпоративной культуры в компании. Также наемным сотрудникам личный бренд помогает получить дополнительные карьерные возможности, включая ротацию в зарубежные офисы корпорации или приглашение на работу в более крупную компанию. Все хотят заполучить лучших. Но если вы – лучший, тогда о вас, логично, должны знать и слышать. Такой специалист знает свою стоимость на рынке, а компании готовы платить за него озвученную цену. Целевой аудиторией для наемных сотрудников будут руководители, клиенты и комьюнити (например, профильные ассоциации или сообщества). Для профессионального сообщества важны участия в ивентах, для руководителей – упоминания в медиа и экспертность. Поэтому, если вы хотите достичь большего, необходимо самому продвигать себя как эксперта.

Личный бренд способен увеличить стоимость вашего времени. Также бренды интересуют лидеры мнений, и они могут пригласить вас стать амбассадором или рекламным лицом компании.

Как зарабатывают на личном бренде

Личный бренд и собственное имя уже давно стало бизнесом для многих предпринимателей. Естественно, когда личный бренд уже известен целевой аудитории, то вопрос скорейшей монетизации становится более актуальным. Есть несколько вариантов заработка.

Карьера. Если вы работаете в найме, то для вас это возможность «перебраться» в компанию-лидер или на более прибыльную позицию. Также сильный персональный бренд позволит вам выбирать, с кем и на каких условиях работать. Ведь зачастую крупные корпорации готовы идти на уступки, чтобы заполучить именитого специалиста.

Услуги. Известность дает доступ к новым клиентам. Получая все больше подтверждений вашей экспертности в виде постов, статей в СМИ, выступлений на эфирах, семинарах, люди проникаются доверием. Ведь есть «социальные» доказательства вашего профессионализма, а все хотят работать с успешными и статусными специалистами. Поэтому к вам поступает больше заявок и сообщений от потенциальных клиентов. Так случилось и с одним из лучших HR СНГ Аленой Владимирской. Чтобы продвинуть свой рекрутинг-стартап Pruffi, ей пришлось стать очень узнаваемым специалистом. Она сама писала посты и статьи, выступала спикером, а сейчас является одним из самых известных HR-ов. Она закрывает топовые вакансии и постоянно проводит образовательные курсы.

Продажа «себя» и консалтинг. Если позиционировать себя в качестве эксперта в определенной области, то вскоре к вам начнут обращаться за консультациями. Личный бренд способен увеличить стоимость вашего времени. Также бренды интересуют лидеры мнений, и они могут пригласить вас стать амбассадором или рекламным лицом компании. Например, бизнес-тренер Ицхак Пинтосевич стал одним из героев социального проекта по борьбе с раком молочной железы.

Образование. Рынок образования в Украине растет. Конференции по онлайн-маркетингу ежегодно собирают не менее 4000 человек. Как только вы становитесь более-менее узнаваемым, вас начинают приглашать на выступления. Если ваш опыт и энергетика заряжают зал, кто-нибудь обязательно спросит о семинарах, тренингах или курсах, которые вы проводите. Так, маркетолог Андрей Федорив запустил свой онлайн-курс «Папа бренда» для предпринимателей.

Персональный блог. Если вы можете делиться информацией и опытом, то все больше людей будут посещать ваш сайт или страницы в соцсетях. Количество «поклонников» будет увеличиваться, а бренды обязательно обратятся к вам за рекламой. По этому пути идут многие блогеры. Например, Юрий Дудь стал одним из самых высокооплачиваемых блогеров на Youtube в начале 2018 года и получает сотни предложений по рекламе каждый месяц. Также все крупные бренды в 2018 году увеличили бюджеты на работу с лидерами мнений.

Бизнес. Вы можете запустить свой бизнес или получить приглашение поучаствовать в стороннем. Инвесторы намного охотнее будут идти с вами на контакт, ведь ваше имя для них – гарантия качества и ответственности. Например, многие пользователи поддержали мессенджер Telegram еще на стадии запуска, так как уже пользовались социальной сетью, созданной Павлом Дуровым.

Ксения Омельченко CEO & Co-founder BASE Agency, эксперт по работе с личными брендами, PR и SMM

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также