Креативность на каждый день: как «галопом» решить все задачи

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Редакция сайта rabota.ua продолжает рассказывать о самых простых и эффективных находках в сфере креативности и методах генерации идей.  В прошлых публикациях мы говорили о шести главных правилах, соблюдение которых поможет  накачать «мышцу креативности», как избавляться от «мусорных» мыслей, рассматривали метод фокальных объектов, а также узнавали, как создать собственный «ящик идей»генерировать идеи с помощью нуля и бесконечности, как находить оригинальные решения, соединяя несовместимое и как заставить мозг «вспомнить» решение любой задачи.

Вот ведь как бывает с этим инструментарием по выработке креативных решений. Видишь нечто под названием «метод такой-то», неосторожно подходишь ближе, только взялся – а он оказывается не просто отдельным методом, а целой системой или настоящим сборником приемов. Вот и предложенный в 1997 году Робертом Эберле метод SCAMPER такой же – при ближайшем рассмотрении раскрывается как целая россыпь техник.

Это слово представляет собой аббревиатуру, по начальным буквам названий входящих в него приемов. Само слово scamper с английского обычно переводят как «быстрый бег», хотя у него есть, на наш взгляд, более подходящее к нашей теме значение «галоп». В общем, галопом по просторам задачи, подхватывая вылетающие из-под копыт идеи, пока они не успели разбежаться.

Состав

Итак, в общем названии метода зашифрованы такие приемы:

S – Substitute (заменить).

C – Combine (комбинировать).

A – Adapt (адаптировать).

M – Modify (модифицировать), частенько эту букву расшифровывают как Magnify (увеличить).

P – Put to Other Uses (предложить другое применение).

E – Eliminate (убрать или свести к минимуму).

R – Rearrange (реорганизовать) или Reverse (обратить).

А само использование метода выглядит следующим образом: четко формулируете проблему и начинаете изводить себя вопросами по каждой из перечисленных выше категорий.

Заменить

Например, вас упрекнули в слабой работе вашего отдела сбыта. Что делать? Вы расписываете основные этапы процесса продаж, его участников, стандарты и правила, то есть проводите максимально возможную декомпозицию работы своего отдела. После чего ищите ответы на следующие вопросы:

– что я здесь могу заменить на что-то другое?

– каких людей я могу заменить? Причем, не обязательно своих продавцов, но и, например, покупателей. С той ли аудиторией вы работаете? Может, стоит уделить больше внимания какой-то еще группе потребителей?

– какие процедуры? Что из стандартной последовательности шагов, ведущей к осуществлению сделки, требует замены? И чем это можно заменить.

– какие правила? Что из принятых стандартов и правил перестало работать и только тормозит процесс?

И так далее.

Комбинировать

Здесь ваша задача – найти и проанализировать всевозможные сочетания различных частей вашей проблемы, как между собой, так и с какими-то внешними элементами. Главный вопрос: что с чем можно скомбинировать?

Так, один из самых перспективных путей поиска нового в бизнесе – сочетать удачные находки своих конкурентов со своими сильными сторонами. Например, у кого-то из конкурентов отлично получается находить новых покупателей. Узнаете, как это у них организовано (в конце концов, можно и переманить кого-то из их сотрудников), объединяете это со своей фишкой – мастерством работы с уже имеющимися покупателями, и быстро оказываетесь лидером на своем рынке.

А уж для создания инновационных продуктов, новых услуг, фантастически интересных мероприятий и тому подобного, прием комбинирования – это то, что надо. Уже никого не удивишь совмещением корпоратива со сплавом на плотах? Ладно, скомбинируйте это мероприятие с походом в комнату ужасов (или менее жестко – в комнату смеха) – это уж точно долго не забудут.

Адаптировать

Не льстите себе: действительно оригинальные задачи попадаются крайне редко, и маловероятно, что именно вашей проблеме посчастливилось быть среди них. Кто-то что-то подобное когда-то уже делал. Может быть, и вы сами, но в какой-то другой области, в другом контексте, несколько иначе оформленное.

Итак, задаетесь вопросом – на что это похоже? А когда найдете какие-то аналоги – как я могу это решение адаптировать для моей ситуации? «Украсть» чужую идею, немного «перелицевать» ее и применить в своем контексте – один из самых популярных и надежных путей к успеху.

как развить креативность

Модифицировать

Здесь опять перебираем компоненты своей проблемы, но с другим вопросом – а что здесь можно изменить? Где мы можем что-то увеличить? Где – усилить? Где можем изменить форму? Цвет? Еще какие-то характеристики? Какие изменения сделают продукт/процесс удобнее, надежнее и т.д.?

Возьмем тот же пример с плохими результатами работы отдела сбыта. Очень часто для того чтобы продажи пошли вверх, достаточно в своих стандартах повысить порог минимального количества «холодных» звонков за рабочий день.

Применить по-другому

Здесь вы ищете, где и как еще можно использовать уже имеющиеся идеи, решения, ресурсы. Например, ваш отдел продаж может продавать на своем привычном рынке не только свою продукцию, но и «партнерские» товары, наращивая приносимый компании доход. Или вы можете начать работать с тем же товаром, но на других рынках. Ваш отдел техобслуживания все равно время от времени общается с клиентами? Пусть заодно оповещает их о новинках и подбрасывает рекламные материалы. Кстати, помогать продажам может кто угодно – вахтеры, уборщицы, грузчики и водители в том числе.

Вы гениально раз за разом организовываете корпоративы, и вам уже самому понравился сам процесс, больше, чем то, чем вы обычно занимаетесь на работе? Предложите начальству создать отдельное подразделение, которое будет брать заказы «со стороны».

Минимизировать

На этом этапе вы стараетесь максимально упростить решение, оставив только необходимое с точки зрения достижения поставленных целей и удалив, то есть минимизировав, все прочее. Основные вопросы – как я это могу упростить? что можно удалить?

Избавляясь от «хлама» любого рода, вы увеличиваете эффективность процесса и приближаетесь к сильным решениям. Например, какие функции ваших специалистов по сбыту являются не обязательными, с точки зрения увеличения продаж, но отбирают время и силы? Можно ли их убрать или автоматизировать?

Все ли вам надо в стандартном сценарии проведения корпоратива? Действительно ли необходимы все эти избитые конкурсы, традиционный «массовик-затейник»? Пройдитесь по стандартному сценарию – что можно безболезненно выбросить, чтобы сэкономить время и ресурсы для чего-то более интересного?

Реорганизовать

Здесь вы представляете, как бы выглядела наша задача, если бы все происходило наоборот, то есть в обратном порядке. А если так радикально развернуть весь процесс не получается, то хотя бы поменять местами это отдельные компоненты или этапы.

Например, один из самых тягостных этапов в типичном корпоративе, это когда все напряженно ждут торжественной речи руководителя, после которой уже можно расслабиться. А ведь часто одной речью все не ограничивается – приходится выслушивать целую серию «докладов» об успехах в разных сферах бытия, о перспективах компании и т.д. А почему бы официальную часть, если уж без нее никак, не перенести в самый конец мероприятия, когда все уже расслаблены и даже официоз воспринимается «на ура»?

Или вот стандартный процесс: клиент выбрал что-то на сайте, оплатил, ему это доставили. А если сначала доставили, потом он выбрал из привезенного, оплатил выбранное, а остальное – вернулось на склад? Да, расходы на логистику повыше, зато и заказов явно будет больше.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также