Редакция онлайн-журнала The Point решила узнать, по каким причинам даже опытные руководители с успешной карьерой принимают решения вернуться за парту – получить образование в бизнес-школе. Действительно ли МВА-диплом дает преимущества для развития карьеры? И кому такое образование действительно необходимо? Своими мнениями на этот счет поделились руководители трех украинских компаний.

Цена знаний: что дает МВА-образование и как оно влияет на карьеру

Юлия Орлова

генеральный директор издательства Vivat (ГК «Фактор»)

Я получила образование пять лет назад в Открытом университете Великобритании, курс назывался «МВА-стратегия». Школа бизнеса при университете была открыта еще в середине 80-х. На сегодняшний день это крупнейший британский вуз, выпускающий менеджеров со степенью MBA. Обучение длится два года и шесть месяцев. На тот момент стоимость одного года составляла немногим более 4 000 у.е., она варьировалась из года в год. Программа имеет три международных аккредитации, это позволяет получить диплом международного образца. Все наши тьюторы были успешными практиками, владельцами или совладельцами бизнеса.

На момент поступления я занималась издательским и дистрибьюторским бизнесом. Мне приходилось руководить издательством, решать множество задач и параллельно развивать несколько новых направлений. Вопросы, требующие решения, нарастали как снежный ком, я ощутила нехватку знаний, осознала, что мне необходимо дополнительное образование, независимое мнение со стороны и практические навыки.

Я выбрала практический курс для работающих управленцев. Он был разбит на четыре направления: управление организацией и персоналом, маркетинг, финансы, стратегическое управление.

Для меня было принципиально важным обучатся дистанционно, выполнять большинство заданий онлайн. Наши встречи проходили раз в месяц, это давало возможность заниматься бизнесом в рабочее время, а вечером погружаться в учебный процесс.

Если я выбираю компанию для сотрудничества с нами на аутсорсинге, то наличие МВА у ее руководителя будет одним из преимуществ: мы в одних критериях описываем проблему, формируем ожидания, SMARTируем решение, а значит, партнерство будет более эффективным.

Программа дала мне управленческие навыки совсем другого профессионального уровня, концептуальный подход к решению проблем, навык «SMARTировать» решения и критически оценивать последствия.

Вся полученная информация пригодилась мне в работе, даже та, которая в процессе обучения казалась едва ли применимой в моей сфере деятельности и на моей должности. Дело в том, что, выполняя практические домашние задания, ты, безусловно, анализируешь информацию, просчитываешь действия на несколько шагов вперед, думаешь о результате, но больше все же концентрируешься на решении текущих и наболевших проблем. Когда же обучение заканчивается, ты внедряешь полученные знания, начинаешь развивать новые направления, вот тут и становятся полезными приобретенные навыки.

Я не думала, что мне будет настолько сложно учиться. Имея успешный бизнес, считала, что только подкорректирую свои навыки, а оказалось, что есть масса вещей, которые необходимо делать для развития и движения вперед. Кроме того, в процессе обучения ежедневно приходилось выполнять определенный объем заданий. Это занимало минимум 2-3 часа времени, так как уровень задач был достаточно сложным. И программа МВА построена так, что если студент не справляется, он будет отчислен.

Безусловно, МВА является преимуществом при развитии карьеры. Наше издательство входит в ГК «Фактор», где весь топ-менеджмент имеет степень МВА. Думаю, диплом сыграл свою роль при принятии собственником решения о сотрудничестве со мной.

Диплом помогает в работе с бизнес-партнерами – это как говорить на одном языке. Если я выбираю компанию для сотрудничества с нами на аутсорсинге, то наличие МВА у ее руководителя будет одним из преимуществ: мы в одних критериях описываем проблему, формируем ожидания, SMARTируем решение, а значит, партнерство будет более эффективным.

Безусловно, получение МВА влияет на пожелания специалиста об уровне заработной платы. Это вполне оправдано: человек, прошедший курс обучения, мыслит уже совсем другими категориями. В свою очередь, и многие руководители ценят вклад и личные инвестиции соискателей в свой профессиональный рост, поэтому предлагают более высокую зарплату. Хотя, как показывает практика, на «стоимость» претендента на ту или иную должность, кроме образования, влияет целый ряд факторов.

Думаю, МВА будет бесполезен для тех людей, у которых нет достаточного управленческого опыта или возможности практического применения навыков.

Цена знаний: что дает МВА-образование и как оно влияет на карьеру

Владимир Тиняков

директор «Кюреакт Украина», менеджер по развитию «Баку Турс Украина»

Я получил МВА-образование в бизнес школе «МИМ-Киев», курс длился два года (с 1999 по 2001). Это первая бизнес-школа в Украине – она была основана еще в 1989 году Международным институтом менеджмента (Швейцария) и Институтом экономики НАН Украины, по инициативе выдающегося общественного деятеля Богдана Гаврилишина. Выбрать курс получилось легко – представитель бизнес-школы на первой же встрече убедила меня, что программа мне просто необходима.

К этому решению я шел осознанно и взвешенно. На тот момент я работал на позиции National Sales Manager в крупной европейской FMCG-компании. Стоимость МВА-программ достаточно высока, и я предполагал, что работодатель согласится частично оплатить обучение. Ведь это в интересах компании, поскольку позволяет руководителю вырасти, cделать еще больше для развития бизнеса. Но когда я озвучил свое решение – пойти учиться – руководителю, его ответ ошеломил: «Все, что я могу сделать для тебя – не сообщить о твоем решении в европейский офис». Потому что для той компании это значило, что я не смогу уделять 100% внимания бизнесу. Поэтому учиться пришлось «тайно», и оплатить обучение самостоятельно.

Если человек претендует на позицию топ-менеджера в такой компании, наличие диплома МВА – это уже не преимущество, а обязательное условие.

Лично мне обучение дало три важных преимущества. Первое – это, конечно, сами знания. У меня уже был достаточно большой практический управленческий опыт, но комплексная программа помогла их углубить и систематизировать, подсказать новые направления. Второе – это диплом как таковой: я предполагал, что его наличие повысит мой статус и стоимость как профессионала на рынке труда. Третье – и как впоследствии оказалось, самое главное – сообщество, общение с коллегами из разных сфер бизнеса, возможность обмениваться опытом – мы поддерживаем отношения с одногруппниками и преподавателями до сих пор. Бизнес-школа «МИМ-Киев»» активно развивает сообщество выпускников, организовывая бизнес-мероприятия, поддерживает бизнес-начинания своих выпускников.

Само по себе наличие диплома не является преимуществом на рынке труда. Но обучение помогает повысить свой статус и уровень профессионализма, а это, безусловно, помогает в карьере. Не думаю, что стремиться получить МВА-образование нужно всем – это зависит от долгосрочных планов, приоритетов. Но если человек планирует развивать карьеру топ-менеджера, особенно в крупном международном бизнесе – это, безусловно, важно. Сегодня, по моим наблюдениям, если человек претендует на позицию топ-менеджера в такой компании, наличие диплома МВА – это уже не преимущество, а обязательное условие.

Уверен, что программы МВА будут развиваться. Возможно, они будут обретать более узкую специализацию по направлениям бизнеса, функционала. Но важно помнить, что именно комплексный подход, опыт из различных сфер бизнеса создает сильный синергетический практический эффект. Кроме того, похоже, обучение будет перемещаться в формат онлайн – но и тут важно соблюдать баланс: опыт показывает, что живое общение, обучение в группах в формате деловых игр, интерактивных бизнес-симуляций максимально эффективно.

Цена знаний: что дает МВА-образование и как оно влияет на карьеру

Евгений Бондаренко

директор Академии ДТЭК

Я прошел две МВА-программы – в Киево-Могилянской бизнес-школе (kmbs) и в Московской бизнес-школе.

МВА-образование дает три ценных ресурса. Первый и самый важный – это возможность увидеть бизнес как систему. Работая в определенной функции, будь то маркетинг, производство, финансы, продажи или HR, ты считаешь, что именно она – ключевая в организации. И такой узкий взгляд мешает развивать карьеру руководителя. МВА формирует понимание, что остальные функции в бизнесе не менее важны, и показывает их взаимосвязи. Программа МВА выстроена именно по такому принципу – начиная с макро- и микроэкономики и заканчивая модулями, посвященными как определенным функциям, так и их интеграции. Такое комплексное видение открывает путь вверх по карьерной лестнице – чем выше уровень управления, тем меньше нужно специализированных знаний, и тем больше – общих, тем выше ценится т.н. Helicopter View.

Второй важный результат МВА-программы – нетворкинг, связи: особенно полезно, когда в группе собираются функционалы из разных сфер бизнеса. К тому же, в некоторых бизнес-школах финальные работы защищают не индивидуально, а группами. Когда команда вместе разрабатывает какой-то проект, это помогает делиться опытом, узнавать другие бизнесы лучше – какие новые технологии в них внедряются, какой синергетический эффект можно получать. Поддерживать отношения с одногруппниками при желании легко и после обучения – бизнес-школы организовывают аламни-клубы, проводят мероприятия для выпускников.

Третий значимый момент – практическая ценность. В идеале финальная работа, которую защищаешь на программе, должна быть реализована. Причем бизнес-школы стараются следить, чтобы в этой работе студент задействовал знания как из своей профильной отрасли, так и из других модулей – например, не только свои HR-компетенции, но и разработку стратегии, производственные вопросы, финансовые расчеты. Поэтому, на мой взгляд, принимая решение о прохождении МВА, важно изначально иметь некую идею, которую четко нацелен воплотить. Новое направление в бизнесе, услугу, проект, который хочешь реализовать по завершении, используя полученные знания.

Обычно студенты низко оценивают отдельные модули, потому что полученные знания для них нерелевантны – например, в модуле про маркетинг сотрудники IT-компаний рассматривают кейсы из FMCG, и не понимают, как это применить.

МВА-образование – это не «волшебная таблетка», после которой ваша ценность на рынке труда сразу взлетит. В вакансиях многих компаний, в первую очередь международных, для руководителей топ-уровня есть такое требование – наличие диплома МВА. Но в любом случае, опыт и компетенции важнее. Многие работодатели попадали в такую ситуацию: компания приглашает очень дорогого специалиста с дипломом МВА престижной бизнес-школы, но он не приносит результата. Потому что один в поле не воин – не менее важно, умеет ли управленец создавать команду, находить общий язык с другими топ-менеджерами, разделяет ли ценности организации и т.д. Поэтому последние 5-10 лет тенденция такова: МВА-образование ценится, но это не решающий фактор. Иногда управленец без МВА или с бизнес-образованием, полученным в украинской бизнес-школе, а не международной, показывает такой же результат – или даже лучше.

Чтобы эффективно учиться, важно иметь управленческий опыт – в требованиях к будущим студентам обычно указывается пять лет. Вопросы и темы, которые обсуждаются в группе, строятся на практике, а профессор программы – это скорее не лектор, который рассказывает теоретические азы, а фасилитатор. Чтобы участвовать в дискуссиях и других активностях, нужно иметь за плечами опыт.

В будущем бизнес-образование, предполагаю, будет более гибким и «заточенным» под потребности группы. Например, будет больше возможностей адаптировать программу или некоторые модули к особенностям бизнеса. Обычно студенты низко оценивают отдельные модули, потому что полученные знания для них нерелевантны – например, в модуле про маркетинг сотрудники IT-компаний рассматривают кейсы из FMCG, и не понимают, как это применить. То есть материал не соответствует ожиданиям, хотя изначально никто и не обещал, что кейсы будут из твоей привычной отрасли.

Бизнес-образование стандартизировано – есть много требований к продолжительности обучения, наполнению программ и пр. Но сейчас прогрессивные бизнес-школы активно добавляют в классические программы новые востребованные знания и технологии – например, Agile, SCRUM, дизайн мышление, Big Data и другие технологии.