Забота о ребенке – непростая работа, только «маленький босс» не дает отпусков. Как завершить тысячу и одно дело и выкроить немного времени для себя? Вот десять правил тайм-менеджмента для мам.

1. Волшебный список

Дома, как и в работе, список дел тоже необходим: в родных стенах проще расслабиться и увязнуть в невыполненных задачах. Уделите 10-15 минут планированию дня любым удобным способом – в приложении или блокноте (только не в уме, так сложнее организоваться). Это и есть первое правило тайм-менеджмента для мам.

Выделите цветом приоритеты, а в конце дня – вычеркните завершенные дела, похвалите себя, а то, что сделать не успели, – пересмотрите. Если это нужно – перенесите на следующий день, а если утратило актуальность – выдохните и забудьте.

2. Делайте только важное

Этот очень простой совет оказывается чуть ли не самым сложным в применении, поскольку тайм-менеджмент для мам – штука специфическая, и умные книги для бизнеса не учитывают фактор материнского перфекционизма.

Чтобы сэкономить время, можно применять классическую матрицу Эйзенхауэра. Проще говоря – расставлять приоритеты: сначала браться за срочные и важные дела (например, приготовить еду и накормить ребенка), затем – несрочные важные (чтение развивающих книг). А срочные неважные (бесцельные разговоры по телефону) и несрочные неважные («серфинг» в Сети) свести к минимуму. Идеальная ситуация в тайм-менеджменте для мам, когда вы уделяете максимум внимания несрочным и важным делам, чтобы они не становились «горящими».

Пересмотрите список постоянных дел – не закралось ли в него то, что не обязательно, и выполняется по привычке? Возможно, воду для купания можно не кипятить, а вещи – не выглаживать?

3. Минутка для себя

Важное правило тайм-менеджмента для мам – в плотном графике оставить время и для себя. Полезный инструмент для «белок в колесе» – т.н. помидор: специальное устройство в виде томата (можно заказать в интернете) или обычный таймер на телефоне, который напоминает о пятиминутке отдыха каждые 25 минут и более длительных перерывах через каждые четыре такие «сессии».

При этом во время выполнения дела важно полностью погружаться в процесс и не отвлекаться. А затем – чашка чая, любимая песня или душ. Это не остановит мир, но позволит перевести дух и восполнить энергию.

Тайм-менеджмент для мам – это не только графики и обязательства, но и любимая книга или хороший фильм. Продуктивность зависит в том числе от того, есть ли у человека возможность отдохнуть и переключиться.

Успеть все: 10 секретов тайм-менеджмента для мам

4. Fly Lady в помощь

Эта простая система советов по уходу за домом – также хорошее подспорье эффективного тайм-менеджмента для мам. Автор и популяризатор – американка Марла Силли, которая написала книгу «Летающая домохозяйка. Размышления у кухонной раковины».

В систему входит, например, уборка дома по зонам с включенным таймером (не более 15 минут в день на одну зону), особенное внимание «хотстопам» (местам, где в доме постоянно скапливаются вещи – обычно это подоконник или стул), борьба с хламом и правило «взял – положи на место».

5. «Лягушка» на завтрак

Откладывать неприятные или сложные дела на потом свойственно всем. Это снижает эффективность тайм-менеджмента для мам, замедляет продвижение всех остальных дел.

Чтобы избежать этого, рекомендуется самые неприятные дела из списка выполнять в первую очередь, в начале дня – съедать свою «лягушку» лучше утром, чтобы мысли о ней не портили весь день. При этом не важно, что это – гора посуды или проверка дневника.

6. Едим «слона» и «швейцарский сыр»

«Съесть слона» и «швейцарский сыр» – похожие техники тайм-менеджмента, применимые для мам, которым предстоит выполнение глобальной, часто не самой приятной, задачи. В первом случае «слон», то есть задача, мысленно делится на части, и выполняется строго поэтапно. Например, задача – поиск подходящего детского садика: составление списка, сбор рекомендаций, обзвон. Во втором случае большая задача выполняется частями произвольно – постепенно «сыр съедается» (например, уборка на балконе).

Успеть все: 10 секретов тайм-менеджмента для мам

7. Автоматизируйте это

Нельзя недооценивать возможности современной техники. У всех разные возможности и потребности – кто-то позволит себе и робота-пылесоса, а кому-то за счастье мультиварка.

Главное – по максимуму отдавать на откуп технике то, с чем справится и машина, чтобы оставалось больше времени на дела, где мама незаменима – например, на общение с ребенком и его развитие.

8. Гибкость как аксиома

Еще один фактор тайм-менеджмента для мам – потребности ребенка все-таки более непостоянны, и забота о нем таит больше сюрпризов, чем работа на самого взбалмошного шефа. Намного легче справляться с делами, принимая, что потребности ребенка, особенно маленького, могут измениться, график придется скорректировать, и это нормально. Даже в рабочих графиках принято отводить 30-40 % времени на форс-мажоры, то есть дела, которые невозможно предусмотреть. А тайм-менеджмент для мам должен быть еще более гибким.

9. Двойная польза  

Многие задачи можно выполнять не последовательно, а параллельно, а скучные занятия – дополнить чем-то полезным. Например, слушать аудиоуроки по английскому, занимаясь приготовлением еды, или играть в ребенком в ассоциации в длинной очереди.

10. Реалистичные планы

Все перечисленные выше принципы тайм-менеджмента для мам бессильны, если поставлена слишком высока планка. Если список задач включает столько пунктов, что с ними не справится и целая команда, а вы собираетесь переделать все самостоятельно, лишая себя отдыха – это тернистый путь, который рано или поздно приведет к выгоранию. В сутках все еще 24 часа, льготных часов не дают даже мамам – поэтому желательно стараться планировать реалистичные объемы, чтобы не злиться на себя за то, что не успелось.

Но это вовсе не значит, что планку нужно опустить как можно ниже. Воспитывая маленьких детей, множество женщин нашли свое призвание, открыли бизнес, освоили ценные для профессии навыки. Тайм-менеджмент для мам не мешает всему этому, наоборот – делает возможным, поскольку грамотное управление временем освобождает ресурсы, позволяет мечтать и воплощать.