25-летний Никита Москаленко из Днепра сделал карьеру в компании JYSK Украина – с позиции продавца-консультанта до управляющего магазином – за два года. Он рассказал The Point, что наиболее важно в работе в ритейле, о скандинавском стиле управления, здоровой конкуренции между сотрудниками, а также – почему важно работать эффективно, а не тяжело.

О том, как строить отношения с покупателем по европейским стандартам и опыте работы за рубежом

Впервые с компанией JYSK я познакомился как покупатель, когда несколько раз делал там покупки – мебель, декор для обустройства своей квартиры. Запомнилось общение с продавцами в этом магазине, которое произвело на меня очень приятное впечатление. Тогда я и не знал, что эти люди когда-то станут моими коллегами.

Манера общения продавцов и их отношение к покупателю были на высоком уровне: со мной общались как с давним знакомым и действительно помогли с выбором нужных мне вещей. Могу с уверенностью сказать – продавцы превысили мои ожидания как покупателя и предоставили сервис, которого я не ожидал увидеть в нашей стране.

Так строят отношения с покупателем в лучших компаниях Европы и США, а об этом я знал не понаслышке, так как еще будучи студентом работал по программе «Work and Travel USA». В компании, владеющей сетью ресторанов, я начал с должности помощника официанта, а уезжал на родину уже в должности администратора.

Это был мой первый трудовой опыт, и было интересно наблюдать, как американские работодатели относятся к работникам. Я не ощущал никакой дискриминации: все сотрудники компании пользовались одинаковыми благами, независимо от стажа работы в компании. В украинских компаниях, к сожалению, такая форма взаимоотношений с сотрудниками была распространена далеко не везде.

«Work smart, not hard»: управляющий магазином JYSK рассказал, как сделать карьеру в ритейле за два года

О поколении «все и сразу» и построении карьеры «с нуля»

Вернувшись, я продолжил обучение и окончил вуз по специальности экономист. Как-то, просматривая вакансии на одном из сайтов поиска работы, я обнаружил вакансию продавца-консультанта в магазине JYSK в Днепре – в том самом, где я делал покупки, – и подал резюме. Возможно, это было импульсное решение, но я рад, что тогда его принял.

Мое поколение воспитано на философии «хочу все и сразу». Мы выросли в эпоху стартапов и нереальных бизнес-взлетов за полгода, и многим нынешним 25-летним трудно принять способ построения карьеры, когда ты начинаешь со стартовой позиции и вертикально двигаешься к более высокой должности. Но я считаю, что если ты хочешь стать профессиональным управляющим, скажем, сети отелей, то начинать работу нужно со швейцара, чтобы досконально изучить все звенья рабочей цепочки.

Я пришел в JYSK продавцом-консультантом в магазине, а через месяц был переведен на должность заведующего отделом.

Каждый новый сотрудник у нас проходит вступительную программу, и есть критерии успешности, по которым оценивают, насколько человек способен быстро профессионально развиваться. Оценивается уровень исполнения сотрудником своих обязанностей и какой он демонстрирует потенциал к росту.

Возможность роста и развития была предоставлена и мне. Цель каждого управленца в JYSK – найти и подготовить последователя.

Сотрудникам, которые растут внутри компании, проще, так как у них есть внутренняя готовность к темпу, к многозадачности, к необходимости быть гибким в работе, а также, что очень важно, – к самодисциплине.

О скандинавском стиле управления, доверии и самодисциплине

В JYSK интересный, скандинавский стиль управления, основанный на доверии, ориентированности на результат, а значит – и повышенной личной ответственности за общий результат, а также – способности делегировать задачи и свободе каждого действовать в зоне своей ответственности.

Соответствовать нашим ценностям и работать продуктивно непросто – новым сотрудникам требуется время, чтобы адаптироваться к нашему ритму, но компания инвестирует много времени и усилий, чтобы каждый новый сотрудник получил максимум внимания и все необходимые знания для успешной работы. И поэтому сотрудникам, которые растут внутри компании, проще, так как у них есть внутренняя готовность к темпу, к многозадачности, к необходимости быть гибким в работе, а также, что очень важно, – к самодисциплине.

«Work smart, not hard»: управляющий магазином JYSK рассказал, как сделать карьеру в ритейле за два года

Об ориентированности на результат и как это использовать на благо бизнеса

В JYSK не бывает рутины: каждый день не похож на другой. Несмотря на наше четкое и заблаговременное планирование, повседневная реальность все равно вносит свои коррективы. Мы работаем с людьми – с покупателями, а их интересы для нас всегда в приоритете. В реальной жизни все сложнее, чем в плане, поэтому нужно всегда быть готовым остановиться, проанализировать и вовремя среагировать в любых ситуациях.

Для продавца-консультанта, работающего в наших магазинах, должно быть естественным желание продавать и помогать людям – ему должно это нравиться! Из важных для продавца качеств отмечу также коммуникабельность, умение быть командным игроком, но, одновременно с этим, – желание быть лучшим в своей сфере. При этом в JYSK, если ты крутой продавец, ты должен поделиться своими навыками и секретами с коллегами. Потому что передача опыта и навыков, коучинг – это все про командную работу.

Очень непросто разделять личное и рабочее время, но важно научиться это делать, и порядок будет везде – в голове, личной жизни и в работе.

В компании поощряются и личные достижения сотрудников в продажах – они получают премии и разнообразные призы. Компания поддерживает и мотивирует дух здорового соперничества между продавцами, между управляющими магазинов, между магазинами и даже есть соревнования на уровне регионов и стран. Например, персонал одного из магазинов выиграл поездку в Европу, другой – смартфоны для каждого сотрудника, а лучший директор в стране – получил в распоряжение служебный автомобиль.

Мы все здесь в JYSK – люди азартные и хотим побеждать. Но приоритет все же отдается общему, командному результату. То есть, с одной стороны – мы работаем единой командой, а с другой – каждый хочет быть лучшим, и тем самым мы достигаем высоких результатов в работе.

«Work smart, not hard»: управляющий магазином JYSK рассказал, как сделать карьеру в ритейле за два года

О work smart, work/life балансе и как при этом научиться все успевать

Work smart, not hard. Быстрый карьерный рост, безусловно, требует времени и усилий. Но по опыту знаю, что успешный человек имеет хороший баланс работы и личного времени. Если не отдыхать от работы, то очень быстро можно «перегореть». У человека должно оставаться достаточно времени для семьи, отдыха.

То есть, тот самый всем известный work/life баланс необходимо соблюдать, хотя это и не всегда получается, особенно в «горячие», очень активные рабочие сезоны. Компания строго следит за тем, чтобы сотрудники этот баланс соблюдали: у работника не должно быть более 120 часов переработок в год, и все переработки фиксируются и оплачиваются. Средняя нагрузка должна быть не более 40 часов в неделю, у нас плавающий график и есть возможность эту нагрузку рационально распределить в зависимости от бизнес-процессов.

Мой принцип таков: на работе я полностью отдаю себя работе, а дома я занят домом и семьей. Знаю, что многим людям трудно переключаться, и многие переносят рабочие вопросы домой. Такой подход отнимает много энергии, которая необходима как в работе, так и дома. Поэтому я научился переключаться. Очень непросто к этому прийти и разделять личное и рабочее время, но важно научиться это делать, и порядок будет везде – в голове, личной жизни и в работе.

Прежде чем стать управляющим магазином, я прошел программу стажировки. Это пять тренинг-модулей, освоение которых проходит в течение девяти месяцев. Программа очень разнообразна и включает в себя множество различных практических заданий, видеоматериалов; тренинги ведут внутренние тренера компании, которые передают свой практический опыт новичкам. Эта программа дала мне практический менеджерский опыт, научила во всем, что я делаю, искать возможности, а не причины, почему не получается. В JYSK – очень сильная управленческая школа, одна из лучших.

«Work smart, not hard»: управляющий магазином JYSK рассказал, как сделать карьеру в ритейле за два года

Из личного архива

О рекрутинге персонала в ритейле

Сейчас в круг моих обязанностей входит, в том числе, рекрутинг персонала магазина. Каждая должность у нас предполагает определенный набор навыков, который важен для работы и, конечно, соответствует нашим ценностям. Прежде чем нанять человека, мы всегда показываем ему реалии работы в JYSK, чтобы не было неоправданных ожиданий. Ведь у каждого человека в голове своя «картинка» желаемой работы.

Необходимо показать максимально реалистичную «картинку» со стороны работодателя, чтобы человек мог для себя решить, подходит ему это или нет. И даже если кандидат говорит, что готов, я задаю ему еще немало уточняющих вопросов: если такая-то ситуация, что вы будете делать? Расскажите на примере, дайте больше деталей.

Найти подходящих людей для работы в ритейле высокого уровня  – непросто. И далеко не все готовы начать карьеру с продавца. Но я считаю, что нужно встречать возможности и развиваться.