Зажечь искру: 5 выступлений TED о том, как развивать свою креативность

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Творчество – это не род деятельности и не прерогатива отдельных профессий. Оно проявляется, когда каждый человек позволяет себе увидеть мир иначе, а затем обретает смелость воплотить это видение в реальность. Творчество – часть нас самих. И спикеры TED подсказывают, как раскрыть его в себе.

1. Джанет Эчелмен: «Видеть необычное в повседневном»

 

Американская художница Джанет Эчелмен преобразовывает пространство урбанистических пейзажей, создавая скульптуры, неповторимые для каждого города. Ее творения плывут, движутся, меняют форму под действием ветра, солнца, воды – завораживающее и вдохновляющее зрелище. Джанет признается, что мечтает подарить особенную скульптуру для каждого города в мире. Но много лет назад, будучи начинающей художницей, она и подумать не могла, что к новому виду творчества ее подтолкнет случайность, а именно – картины, не прибывшие на выставку в нужный момент. Экспонат пришлось создавать уже на месте, из подручных материалов, которыми стали рыболовные сети. А Джанет поняла, что творчество – это умение видеть необычное в повседневных вещах: «Способа, с помощью которого можно было бы адаптировать эту древнюю, уникальную ручную работу к промышленному производству, не существовало. Поэтому нам пришлось его придумать».

2. Эми Тан: «Нужно просто довериться воображению»

 

Когда писательница Эми Тан размышляет о творчестве, она сравнивает его с устройством самого мира, которым управляют известные нам законы физики и Вселенной, а также силы, которые пока иначе, как волшебством, не назовешь. Мы находимся в постоянном поиске ответов на вопросы, определении взаимосвязей, пытаемся найти общее в случайностях и закономерность – в совпадениях. Задумываемся, можем ли мы на что-то повлиять, и если да, то как это сделать. Так мы получаем свои знания о мире, так сочиняются и наши истории о нем. «Если частичный ответ существует, – говорит Эми, – для получения более полного ответа нужно просто довериться воображению. Вообразить – это поставить себя в середину истории».

3. Адам Грант: «Неожиданные привычки тех, кто мыслит оригинально»

 

Профессор Уортонской бизнес-школы и автор книги «Оригиналы» исследует, что именно объединяет неординарно мыслящих людей, продвигающих в мир свои идеи, и чем они отличаются от тех, кто пока лишь хочет стать такими. Среди их привычек может быть прокрастинация – откладывание в решении какого-либо вопроса, но не до последней минуты. Постоянные сомнения, но не в себе самих, а в своей идее, и потому она развивается и становится только лучше. Они боятся, но не того, что потерпят неудачу, а что не смогут попробовать снова. «Выходит, – резюмирует Адам Грант, – что оригиналы не так уж отличаются от остальных. […] И иногда – не вопреки, а благодаря этим качествам они достигают успеха».

4. Джули Берстайн: «4 урока о творческом подходе»

 

Радиоведущая и писательница Джули Берстайн рассказывает четыре истории о творчестве, преодолевающем препятствия. О кинорежиссере из маленького городка, которую на выбор карьерного пути вдохновил бродячий уличный театр. О лауреате Пулитцера, который в детстве не мог читать быстро из-за дислексии, и это помогло ему прочувствовать более глубокие смысловые тонкости языка. О художнике, который понял, что рисует не так, как ему хотелось бы, и распрощался с живописью, чтобы заниматься созданием экспонатов, вовлекающих зрителей в свой сюжет. О фотографе, поборовшем бюрократические препятствия ради исторических снимков места событий 11 сентября. Эти истории – не о произведениях искусства, а о работе и ее творческой составляющей. «Все мы сталкиваемся с переживаниями, проблемами, пределами возможного и потерями, – говорит Джули. – Каждому из нас необходимо творчество, не важно, ученые мы или учителя, родители или предприниматели».

5. Кен Робинсон: «Подавляют ли школы творчество?»

 

«Наша образовательная система опустошила наши умы, как мы опустошаем недра Земли, преследуя определенные цели, – считает Кен Робинсон. – Но мы не можем пользоваться такой системой дальше». Будучи преподавателем, со сцены TED он делится мнением о том, что творчество так же важно, как и грамотность. В то же время, образовательный процесс сконцентрирован на дисциплине и изучении точных наук. Дети умеют рисковать – и будут делать попытки, даже если не уверены в успехе. Но им с раннего возраста указывают на ошибки, в результате чего они просто боятся в очередной раз ошибиться, а со временем утрачивают способность к творческому мышлению. Робинсон говорит: современное образование придерживается методик, основанных еще во времена промышленных революций прошлого. Может быть, нам под силу изменить его для более творческого будущего?

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также