Без бана: 7 правил этикета в социальных сетях

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Некоторые нормы этикета теряют свою актуальность, как и явления, к которым они относятся. Сегодня мало кого волнует, в какой момент прилично снять перчатки или приподнять шляпу в знак приветствия.

Но хороший тон и здравый смысл все еще актуальны. В том числе – при общении в социальных сетях. Какие «правила приличия» важно соблюдать, чтобы коммуникации были эффективными и не нарушали личные границы других людей? И что считается моветоном? Редакция The Point обратилась с этим вопросом к экспертам по социальным медиа.

1. Давайте дружить: зафрендить всех подряд

С развитием социальных сетей их пользователи стали относиться к своему онлайн-окружению более избирательно. Многим людям важно, с кем они делятся контентом, например, в Facebook, и какой контент «поглощают» сами в новостной ленте. Как правильно добавляться в друзья?

По наблюдениям консультанта в сфере PR и SMM Ольги Лариной, есть разные подходы к формированию френдленты: кто-то добавляет всех, кто-то – только тех, кого знает лично. «В любом случае, благодаря кнопке «Follow» это перестало быть проблемой – вы можете следить за обновлениями всех интересующих вас людей даже без добавления в друзья, – считает эксперт. – Если вам принципиально подружиться с человеком, имеет смысл представиться и написать пару фраз о себе, почему вы заинтересованы в коммуникации. Это так же просто и понятно, как сопроводительное письмо к своему CV».

Можно возразить: какой в этом смысл – ведь информацию о человеке можно почитать в его профиле? Дело в том, что у того, с кем вы хотите подружиться онлайн, может не оказаться времени и желания заходить на вашу страничку. И порой все запросы в друзья без таких «сопроводительных писем» просто удаляются: если запросов сотни, на их анализ уйдет не один час.

Без бана: 7 правил этикета в социальных сетях

Stanislaw Mikulski / Shutterstock.com

2. Совиные привычки: ночные письма

Раньше считалось, что в нерабочее время некорректно звонить, а вот писать письма – без проблем. Но в век активного использования смартфонов почти у всех установлены мессенджеры. Корректно ли писать по рабочим вопросам в социальные сети в любое время суток – ведь в три часа ночи сигнал сообщения может разбудить адресата? Или это ответственность самого адресата – при желании можно установить беззвучный режим? «Этика делового общения, как и общая культура, не зависит от частоты использования мессенджера. Поэтому я бы не рекомендовала писать по деловым вопросам после окончания рабочего дня, – отмечает Ольга Ларина. – Знаю, есть люди, работающие ночь напролет – но это их выбор. Как и выбор других людей разделить свое время на рабочее и личное. И эти границы необходимо уважать».

Кстати, такая позиция становится все более распространенной даже на законодательном уровне. Например, во Франции в прошлом году был принят закон о праве сотрудников «на отключение», то есть не быть на связи после окончания рабочего дня.

Страницы, где репостится множество статей и ссылки на сайты без каких-либо комментариев, не вызывают доверия и напоминают страницы ботов.

3. Умный контент: как наполнять свою страницу или группу

Если вы хотите использовать социальные сети не просто для потребления контента или развлечения, а с профессиональной пользой, формировать наполнение важно вдумчиво. Ирина Сергиенко, управляющий партнер агентства стратегического, контент и SMM-маркетинга b2bhub, предлагает задать себе вопросы: «В чем я разбираюсь лучше всего? Что в моей работе или бизнесе меня захватывает?» «Если вы владелец салона красоты, можно публиковать рассуждения о том, как смена прически может поменять жизнь и добавить внутренних сил, о новых технологиях и тенденциях в сфере красоты, – приводит пример эксперт. – Если вы любите соцсети и маркетинг, рассказывайте про новые алгоритмы Facebook, про то, как социальные медиа изменили мир, и так далее».

Не менее важны, по мнению Ирины, актуальность материалов и их «адекватность»: «Выбирайте свежие и полезные статьи, а не «умирающий контент». Если публикуете новости – перепроверяйте достоверность информации: сейчас Facebook даже отслеживает fake news».

4. Добровольно-принудительно: добавление в группы без спроса

Желание создателей групп обзавестись максимальным количеством участников понятно. Но важно не переходить грань. Например – насколько корректно добавлять человека в свою группу без его согласия? «Добавлять в группы без разрешения – спам. Такой же спам – рекламные сообщения в личку. За это банят, и правильно делают», – полагает Ольга Ларина. Не поспоришь: если провести аналогию с офлайном, это все равно, что взять человека за руку и против его воли отвести в свое заведение, например. Кому это понравится?

Приглашать в свою группу следует только тех, для кого может быть актуальна ее тематика – например, соответствуют профессиональные интересы. И не нужно отправлять приглашение сразу после добавления в друзья. Желательно, чтобы до этого состоялась коммуникация. К тому же, добавление в группы теряет смысл без интересного содержания. «Чтобы заинтересовать своих подписчиков, нужно постить интересный и полезный контент, который готовы поддержать лайками и репостами другие члены вашей команды, – рекомендует Ольга Ларина. – Без поддержки сотрудников и единомышленников бизнес-страница теряет смысл в условиях нового алгоритма».

Без бана: 7 правил этикета в социальных сетях

5. Деловой акцент: восприятие в профессиональной среде

Как выбирать контент для своей страницы в соцсети, если вам важно, как вас воспринимают в профессиональной среде – например, работодатели и клиенты? «Соцсети чаще всего выполняют функцию хвастовства. Конечно, пост о «фейлах» может набрать популярность – уже не первый год проходят события по типу FuckUp Night и публикуются истории #мояперваяработа, где успешные люди рассказывают, с чего они начинали, – рассказывает Ирина Сергиенко. – Но обычно все возвращается к идее «Я лучше всех. Будь, как я».

Важно наполнять страницу контентом, который может оказаться полезным другим. Ирина рекомендует делиться впечатлениями от прочитанных книг, даже если они не связаны с профессией; рассказывать о событиях, которые вы посещаете, можно – с коротким видео с события, если это разрешено организаторами. Вполне уместны фото и видео с работы – и с серьезного митинга, и с посиделок во время обеденного перерыва (с последним эксперт советует не переборщить, чтобы не показалось, что вы бездельничаете).

Отличный вариант – юмор, который связан с вашей профессиональной сферой: по наблюдениям Ирины, это хороший способ получить больше лайков и реакций. Как и провокационный контент. «Только не нужно впадать в крайность. Достаточно поднять какой-то вопрос для дискуссии, узнать мнение коллег, поделиться жизненной ситуацией («А что бы вы сделали на моем месте?»), – отмечает эксперт. – Основная цель такого контента – получить фидбек в комментариях. Сейчас алгоритмы соцсетей обновились, и комментарии ценнее реакций и репостов. Нужно по максимуму использовать этот ресурс».

Лучше подумать несколько раз, прежде чем выносить на обсуждение в социальной сети личный конфликт. Может оказаться, что ситуацию можно было решить по-дружески. А публикация – не воробей.

6. Свое и чужое: использование контента других людей

«Если делитесь статьями других экспертов – опишите коротко, что думаете о ситуации или новости, добавьте лучшую цитату статьи. Даже комментарий «Без комментариев» – это лучше, чем ничего», – делится Ирина Сергиенко. По мнению эксперта, страницы, где репостится множество статей и ссылки на сайты без каких-либо комментариев, не вызывают доверия и напоминают страницы ботов. И обязательно указывайте источник заимствованного контента.

Желательно, чтобы как минимум 50% контента было оригинальным. «Делитесь своими наработками и кейсами, даже если они были не очень удачными – тогда можете написать, что вы из этого вынесли», – рекомендует Ирина.

Без бана: 7 правил этикета в социальных сетях

7. Вредные советы: как не нужно делать

Безусловно, личный профиль – ваша территория, и ее можно использовать на свое усмотрение, никто не заставляет это читать. Но есть «маячки», которые, по опыту экспертов, влияют на восприятие образа человека в соцсети негативно. «Например, не нужно репостить и участвовать в дюжине розыгрышей и конкурсов – таких SMM-специалисты называют «призоловами», – делится Ирина Сергиенко.

Отдельный вопрос – обнаженные фото. Как в недавнем примере с девушкой, которая обозначила себя в Tinder как «директор»: фото разошлось по соцсетям и породило много шуток.

Не очень хорошо воспринимается переизбыток фотографий чего- или кого-либо – даже если это семья и домашние питомцы, не говоря уже про машину, постоянные селфи и еду. «Если публикуете фото с едой, в комментарии желательно написать не просто «Мой обед. Вкусно», – считает Ирина. И приводит более оригинальный вариант: «Пока обедаю в замечательном заведении @суперресторан перед встречей со следующим клиентом, планирую улучшить этот мир новым полезным тренингом/своей книгой»; или можно поделиться инсайтами, правилами ведения бизнеса, лайфхаками в работе.

Есть еще много нюансов, которые желательно соблюдать, чтобы не прослыть онлайн-грубияном. Например:

• Не нужно отмечать в постах людей и выкладывать фотографии, видео с их участием без согласия.
• Не следует отправлять одно сообщение сразу во все соцсети. Лучше согласовать с человеком одно, самое удобное ему средство связи.
• Прежде чем знакомить людей друг с другом в социальной сети, лучше получить предварительное согласие на такое знакомство.
• Нежелательно, если вопрос не горящий, звонить человеку без предупреждения, особенно – с использованием видеосвязи. Лучше согласовать время звонка заранее.
• Нет смысла рассылать бесконечные безликие открытки на праздники.
• Лучше подумать несколько раз, прежде чем выносить на обсуждение в социальной сети личный конфликт. Может оказаться, что ситуацию можно было решить по-дружески. А публикация – не воробей.

«У каждого человека свой стиль общения онлайн: кто-то ставит много восклицательных знаков или «смайликов», некоторые в меру загруженности могут пропустить важные сообщения», – отмечает Ольга Сергиенко. И если возникают проблемы и недопонимание – обсуждение важных рабочих вопросов лучше перенести в офлайн.

«В целом все рекомендации относительно коммуникации в социальной сети – ровно такие же, как в реальной жизни. Будьте искренними, тактичными и вежливыми. Тогда все обязательно получится», – резюмирует Ольга Ларина.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также