#Часы CEO онлайн-сервиса заказа еды Eda.ua Евгения Казанцева: о неудаче как стимуле, самом важном для бизнеса и трезвом осмыслении того, что делаешь

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Онлайн-журнал The Point продолжает рассказывать об успешных предпринимателях и профи в своей сфере в рубрике #Часы. Наши герои делятся своими рабочими привычками, правилами организации жизни, провалами и карьерными уроками, секретами продуктивности, а также рассказывают, что их мотивирует.

Делу время, и #Часы уже тикают. Наш шестой герой – CEO онлайн-сервиса заказа еды Eda.ua Евгений Казанцев. Он рассказал The Point как построен его рабочий процесс и как зацикленность на рисках одновременно мешает и помогает в принятии решений.

Евгений также поделился своими идеями, как будет развиваться онлайн-бизнес в Украине и мире, рассказал, как заработал на первый мобильный телефон в 14 лет, о здоровой конкуренции с братом-близнецом и чему его научил спорт и работа в финансовом секторе.

− Какое определение вы бы дали продуктивности?

− Результат, которого ты хочешь добиться. Если человек готов каждый день обучаться, осваивать что-то новое, тогда он продуктивен. Это постоянная работа.

Весь мой рабочий процесс построен на «трех китах». Первый – это анализ. Второй – выводы по результатам анализа. Третий – предложения на основе выводов. Если мы остановимся на этапе выводов, тогда мы статисты, которые дальше теории продвинуться не могут.

Вообще, у нас есть два стимула. Первый – это успех, но он имеет краткосрочный эффект. Второй – неудачи, этот стимул гораздо сильнее.

− Какой совет вы бы дали себе 18-летнему?

− Сложный вопрос. Тот этап жизни, который я прошел, и опыт, который я получил, – если бы я в них что-то изменил, то не факт, что это было бы к лучшему. Ведь на ошибках мы учимся.

Вообще, у нас есть два стимула. Первый – это успех, но он имеет краткосрочный эффект. Второй – неудачи, этот стимул гораздо сильнее. Если человека постигла неудача, то это мотивирует гораздо дольше, чем успех. Успех – это эйфория, которая очень быстро проходит.

#Часы CEO онлайн-сервиса заказа еды Eda.ua Евгения Казанцева: о неудаче как стимуле, самом важном для бизнеса и трезвом осмыслении того, что делаешь

Фото: Оксана Красюк

− Какая черта характера мешает вам и одновременно помогает в принятии решений?

− Моя зацикленность на рисках. Когда я принимаю решение, то первый критерий, по которому я его оцениваю, − это риски. Иногда я могу не запустить какой-то проект или активность, если есть опасение, что оно «не зайдет» аудитории. Тогда включается новый критерий – насколько серьезен этот риск. Например, могу ли я себе позволить запустить тест в рамках ограниченного бюджета и посмотреть приблизительный результат? И тогда принимать решение уже с большей уверенностью, несмотря на риск.

Но на любой тест мы тратим время, а в бизнесе, особенно в ІТ, главное – это время.

− Что включает в вас состояние продуктивности и, наоборот, выключает?

− Я всегда онлайн и всегда максимально продуктивен, так как стараюсь построить свой рабочий день, организовать и проконтролировать работу сотрудников. Я считаю, что управленец должен досконально понимать все процессы, которые происходят в компании. Поэтому каждый сотрудник может подойти ко мне с любым вопросом – проконсультироваться или спросить, как я вижу решение того или иного вопроса.

Чтобы «держать руку на пульсе», нужно быть 24 часа в сутки погруженным в процесс. Это как плюс, так и минус. Потому что нужно какое-то время, чтобы отдохнуть – в таком режиме мозги просто кипят.

− Ваши пять главных правил организации рабочего процесса.

− Главное – это тайм-менеджмент, а также система постановки и контроля задач. Когда мы что-то делаем, то обязательно должны где-то фиксировать эту информацию. Чем больше растет и развивается бизнес, тем больше шанс, что задача потеряется. Поэтому хорошо, когда все задачи на контроле руководителя – малый это или крупный бизнес.

Или если, например, кто-то из сотрудников хочет запустить какую-то активность, он ставит ее в план и указывает сроки реализации.

Мой рабочий день начинается с вечера, когда я планирую, что буду делать завтра. Например, чтобы не получилось так, что у нас с вами запланирована беседа, а мне нужно срочно куда-то бежать.

#Часы CEO онлайн-сервиса заказа еды Eda.ua Евгения Казанцева: о неудаче как стимуле, самом важном для бизнеса и трезвом осмыслении того, что делаешь

Фото: Оксана Красюк

− Какие качества вы больше всего цените в коллегах?

− Самый главный критерий оценки для меня – это ответственность. Если человек ответственно относится к семье и работе, то у меня уже есть к нему 50% доверия. Но быть просто ответственным и организованным − мало. Важно фиксировать где-то то, что ты выполнил.

Важно оценивать и текущую ситуацию. Даже если мы на все способны, ситуации в стране, компании или в личной жизни могут очень серьезно повлиять на продуктивность.

− И где же вы фиксируете все задачи?

− Мы в компании используем программные продукты – системы постановки и контроля задач. Таких программ достаточно много, например, Jira, MasterTask и т.д.

Если зайти в ІТ-отдел и открыть Jira, то вы увидите сотню задач, у каждой из которых есть описание и сроки выполнения. MasterTask мы используем в работе с другими отделами. Например, call-центр у нас связан с отделом по работе с партнерами, который, в свою очередь, связан с отделом маркетинга. Поэтому нужен инструмент, который позволит любому сотруднику из этих отделов поставить задачу другому.

В личной жизни я использую Google-календарь и систему напоминаний, которая у меня есть на мобильном телефоне.

− Есть ли у вас привычки или черты характера, которые мешают быть продуктивным?

− Наверное, это самокритичность. Я требую от себя больше, чем от сотрудников. Если бы у меня об этом спросили три года назад, то я бы уверенно сказал, что это правильно. Но на данном этапе вижу, что это не так. Так или иначе результат твоей работы зависит и от других людей, с которыми работаешь, − все тянуть на себе невозможно.

Чем больше компания, тем больше ты зависишь от команды. Например, если в штате десять человек, то контролировать работу несложно, а вот когда есть собственник, который владеет сотнями компаний, – он не будет одинаково полезен в каждой из компаний. Он просто физически не справится. Поэтому важно выстроить систему показателей, которые позволят понимать, все хорошо в компании или нет. Кстати, даже при такой системе собственник зависит от ближайшего круга людей, персонала и управленцев, которые предоставляют ему эту информацию.

#Часы CEO онлайн-сервиса заказа еды Eda.ua Евгения Казанцева: о неудаче как стимуле, самом важном для бизнеса и трезвом осмыслении того, что делаешь

Фото: Оксана Красюк

− Как не стать жертвой продуктивности?

− Нужно трезво осмысливать то, что ты делаешь. Правильно оценивать свои силы. Если есть переоценка, то продуктивности никакой не будет. Или наоборот: если человек занижает свои способности, он не получит тот результат, который мог бы получить. Важно оценивать и текущую ситуацию. Даже если мы на все способны, ситуации в стране, компании или в личной жизни могут очень серьезно повлиять на продуктивность.

Я был тогда ребенком. Мне нужен был телефон, и я подошел с этой просьбой к отцу, на что он сказал: «Заработай».

− Чему вас научила ваша работа?

− Я в бизнесе достаточно давно, где-то с 14 лет. Еще учась школе, помогал отцу, который занимался торговлей. Я тогда был вовлечен во все бизнес-процессы. Когда учился в университете, то тоже зарабатывал деньги.

Моя специальность – программирование. Примерно со 2-3 курса я работал в «1С:Предприятие для бухучета» и хотел запускать свой бизнес в части ІТ. Но ушел в финансовую сферу и работал в банке. Затем поработал в коммунальном и аграрном секторах, а потом вернулся снова в ІТ.

− А если говорить об опыте в Eda.ua?

− Я понимаю, что перспективы онлайн-бизнеса и электронной коммерции не только в Украине, но и в мире в целом − будут только нарастать.

На сегодняшний день человек может получить доступ практически к любой информации, причем очень быстро – через открытые ресурсы, интернет. Если посмотреть на то, что было 10-20 лет назад, то ситуация поменялась кардинально. Мы получили доступ к большой базе знаний. Но тут главное не расфокусироваться, потому что если сразу за все хвататься, то на выходе не будет ничего хорошего.

− Возвращаясь все же к вашей довольно ранней вовлеченности в бизнес в 14 лет. Какие это были задачи, которые вы выполняли?

Спорт научил дисциплине, так как тут результат зависит от того, как ты подойдешь к соревнованию. Ты готовишься полгода, чтобы показать результат в течение 11 секунд.

− Я был тогда ребенком. Мне нужен был телефон, и я подошел с этой просьбой к отцу, на что он сказал: «Заработай». Он поступил правильно, попросив ему помочь. Я прошел путь от грузчика и заведующего складом до заместителя директора.

− Проект Eda.ua запустился одновременно с Doc.ua, сервисом поиска врача и записи на прием. Им управляет ваш брат-близнец Сергей Казанцев. Вы чувствуете некую конкуренцию и соперничество или, наоборот, помогаете друг другу?

#Часы CEO онлайн-сервиса заказа еды Eda.ua Евгения Казанцева: о неудаче как стимуле, самом важном для бизнеса и трезвом осмыслении того, что делаешь

Фото: AIN.UA

− Это не параноидальная, а исключительно здоровая конкуренция. Вы можете агрессивно конкурировать только с человеком, которого знаете недавно, или который не является для вас близким, знакомым или родственником. С братом ситуация другая, так как мы близнецы, росли всю жизнь вместе. Когда я говорил о том, как зарабатывал на телефон, помогая отцу, то это не я один делал, а вместе с братом.

Конкуренция нас преследовала всегда. Например, до 20 мы активно занимались спортом – легкой атлетикой, а точнее спринтом. Спорт и научил дисциплине, так как тут результат зависит от того, как ты подойдешь к соревнованию. Ты готовишься полгода, чтобы показать результат в течение 11 секунд. Здесь важна мотивация: ты можешь идеально заниматься, а на самом соревновании морально перегореть.

Мы с братом постоянно тянулись и тянемся друг за другом: сначала он бегал быстрее, потом – я. Нам, по сути, никто не был нужен, потому что мы конкурировали между собой. Но это опять-таки здоровая конкуренция, которая проявлялась и в спорте, и в учебе, и в работе. Мы часто советуемся, как бы он или я поступил в той или иной ситуации.

Любая задача, которая к тебе поступает, должна сразу же получить обратную связь.

– А если сравнивать ваши сервисы, насколько они успешны? Какой пользуется большим спросом?

– Что удивительно, то достаточно одинаково. Мы детально изучали рынки: куда, с какими инвестициями заходить, какие перспективы возможны.

Оба сервиса очень похожи, а разница только в специфике. Eda.ua – это каталог ресторанов, Doc.ua –клиник. Где-то рынок более автоматизирован, где-то менее. Главное в этом бизнесе − не тратить много времени на тестирование, потому что пока вы его будете проводить, кто-то уже может запустить подобный сервис. Если тест показывает, что есть перспектива, то мы запускаемся по полной, если нет перспектив – тогда полностью прекращаем эту активность.

#Часы CEO онлайн-сервиса заказа еды Eda.ua Евгения Казанцева: о неудаче как стимуле, самом важном для бизнеса и трезвом осмыслении того, что делаешь

Фото: Оксана Красюк

– Что было самым сложным, когда начинали, а что самым легким?

– У меня было очень конкурентное поле. Конкуренты на рынке существовали уже пять лет. Сложно было формировать стратегию ведения конкурентной борьбы: какие конкурентные преимущества мог предоставить мой сервис по сравнению с другими, почему клиент должен выбрать нас?

Поначалу было сложно привлекать партнеров: почему им нужно присутствовать на сервисе, что он им даст? Приходилось тратить довольно много времени на то, чтобы доказывать свою позицию, встречаться с топовыми партнерами-ресторанами, объяснять им ситуацию. Моя позиция проста и открыта: если мы сотрудничаем, то обе стороны должны получать взаимную выгоду.

Я встречал инвесторов, которые говорили: «Никогда не произноси при мне слово «проблема», потому что их не должно быть». Другие инвесторы говорят, что проблемы – это, наоборот, важно. И если у тебя нет проблем, значит, ты – проблема.

– Что вас мотивирует?

– Возможность создавать что-то новое, интересное в первую очередь для себя, чтобы было комфортно работать тебе и команде. То есть ставить себя на место любого человека из коллектива.

– Самый большой провал и урок за вашу карьеру.

– Конкретный провал не назову, но, как уже говорил, что ошибки очень важны. Чем раньше их выявить, тем лучше.

Есть говорить об уроке, то его я усвоил во время работы в финансовом секторе − любая задача, которая к тебе поступает, должна сразу же получить обратную связь. Если есть маленькая проблема, но ты позволишь себе ее отложить – рано или поздно эта маленькая проблема, как показывает практика, вырастет в большую, и решать ее будет крайне сложно.

Кто-то любит слово «проблема», кто-то его не воспринимает. Я встречал инвесторов, которые говорили: «Никогда не произноси при мне слово «проблема», потому что их не должно быть». Другие инвесторы говорят, что проблемы – это, наоборот, важно. И если у тебя нет проблем, значит, ты – проблема.

– Что вы сейчас читаете?

– Читаю, как правило, на телефоне. Закачиваю по три книги, и как только дочитаю одну, перехожу к следующей. Сейчас это «Одиссея» Гомера, «Моби Дик» и «Оливер Твист». Литература для меня – это отдых. Посвящаю чтению час в день после работы.

#Часы CEO онлайн-сервиса заказа еды Eda.ua Евгения Казанцева: о неудаче как стимуле, самом важном для бизнеса и трезвом осмыслении того, что делаешь

Фото: Оксана Красюк

– А как вы относитесь к мотивационной и бизнес-литературе?

– Для меня это дополнительное мнение, но всегда лучше учиться на своих ошибках.

Если говорить о моем опыте, то я не боюсь делиться своими знаниями с сотрудниками. Все собрания у нас проводятся для всех. Нет такого, что я, например, общаюсь с маркетинговым отделом за закрытой дверью, чтобы кто-то чего-то не знал. Все прозрачно. Вынести какой-либо вопрос на обсуждение всей команды – это только польза. Потому что услышать минимум три-четыре мнения со стороны – это по-новому взглянуть на задачу.
Книги, про которые вы говорите, – это личное мнение автора, и жить по ним я не собираюсь, но иногда прислушиваться можно. Возможно, что в такой книге будет аргумент, который заставит меня делать что-то по-другому. Я не вижу большой разницы между мотивационной, бизнес-литературой и тренингами, семинарами или конференциями, где эти же авторы делятся своим опытом, – можно ходить, слушать и узнавать что-то новое.

Предыдущие выпуски:

1. #Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского: о 12 неделях в году, как джаз повышает продуктивность и почему полезно иметь сознание новичка

2. #Часы медиаконсультанта Веры Черныш: как не давать мозгу ржаветь, какую работу не заменит искусственный интеллект и почему не нужно бояться «ветра в лицо»

3. #Часы основателя массовых онлайн-курсов Prometheus Ивана Примаченко: о неустойчивости инноваций, состоянии потока и как никогда не переставать бороться

4. #Часы основателя агентства Fedoriv Андрея Федорива: почему хороший бренд – это всегда вопрос, о суперлюдях и большой амбициозной цели

5. #Часы руководителя отдела коммуникаций и ивентов в UNIT.City Александры Говорухи: об азарте и самомотивации, как фокусироваться на главном и почему не нужно спешить жить

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также

  • amudryy

    Приємно знати, що хоч хтось працює над ризиками. Ризики — дуже недооцінена річ в бізнесі, а в IT і поготів.