Сколько ты стоишь: зарплатная история 3D-художника

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Редакция The Point продолжает рубрику «Сколько ты стоишь». Цель – помочь соискателям и сотрудникам объективно оценить свою стоимость на рынке труда. Наши инсайдеры – представители разных профессий, анонимно и честно рассказывают о том, как менялся их доход в процессе развития карьеры, от чего зависит оплата работы в их сфере, а также, что нужно делать, чтобы повысить свою ценность в глазах работодателей.

В шестом выпуске мы решили узнать, сколько зарабатывает 3D-художник.

Бэкграунд профессионала

Я окончил вуз с дипломом в области менеджмента в 2012 году, в небольшом городе. Высшее образование совсем не помогает мне в том, чем я занимаюсь сейчас. В целом, на мой взгляд, наше образование оторвано от реальности, часто не учитывает способности и интересы людей. В вузах мало чему можно научиться, даже если очень хочешь. В профессии 3D-художника не имеет значения, какой вуз и специальность ты окончил – у многих специалистов вообще нет высшего образования.

Первая зарплата

Работать я начал еще в институте в 2008 году – несколько лет занимался продажами, причем в самых разных сферах. Прошел путь от торгового представителя до руководителя, за это время ставка выросла примерно с 1500 в самом начале до 10 000 гривен.

Но я не чувствовал, что реализовываю свой потенциал, и всегда хотел найти другую работу – в интересной, сложной сфере, где можно развиваться и при этом хорошо зарабатывать.

3D применяется во многих индустриях: кино, игры, реклама, архитектура и т.д. Это трансформеры, которых мы видим в кино. Йогурт, заливающий фрукты, или шоколадный батончик с начинкой в рекламном ролике.

Смена профессии

В детстве я любил лепить из пластилина, учился в художественной школе. В начале 2000-х, когда я еще был школьником, начали активно развиваться первые 3D-игры и мультфильмы. Это вызвало у меня огромный интерес. У меня еще не было интернета, и я не знал людей, у которых можно спросить, как создаются такие проекты. Зато появился первый компьютер и диски – с программой Зds Мax и с обучающим курсом: так я начал разбираться в азах самостоятельно.

Я то возвращался к компьютерной графике, то бросал ее. Мне нравилась эта сфера, но я много лет не задумывался о том, что в Украине выпускаются игры и кино с использованием 3D-технологий, что в этой области можно развиваться и у нас. Однажды знакомый программист рассказал, что в его IТ-компании есть 3D-художники, и они работают над играми. Это открыло мне глаза.

Простыми словами, 3D-художник – это специалист, который создает 3D-контент. 3D применяется во многих индустриях: кино, игры, реклама, архитектура и т.д. Это трансформеры, которых мы видим в кино. Йогурт, заливающий фрукты, или шоколадный батончик с начинкой в рекламном ролике. Персонажи, машины, оружие и все окружение в компьютерных играх, и многое-многое другое.

3D-художник занимается всеми этапами работы над созданием 3D-контента. При этом может встречаться разделение на более узкие специальности. Правда, у нас это встречается не так часто, как на Западе. Например, 3D-моделлер создает в программе саму модель, форму. Текстурщик создает фактуру моделей: сами по себе они серого или другого нейтрального цвета и фактуры, а он, условно говоря, «разрисовывает», например, кожу людей, материал одежды, металл на машинах.

Часто 3D-художников называют дизайнерами. Это не так – это две разные профессии. Дизайнеры – это не художники, а скорее конструкторы или инженеры, причем не важно, что они создают – дизайн одежды, кофеварок или интерьеров. Это скорее технические специалисты. Например, дизайнер в играх, разрабатывая транспортное средство, продумывает, как оно выглядело бы в жизни, его функциональность.

Итак, я решил двигаться к новой профессии. Продолжал работать по прежнему профилю, и параллельно – учиться новому, самостоятельно: смотрел бесплатные видеоуроки, читал форумы, изучал сайты. Делал первые попытки создать какие-то простые модели. Затем начал искать в интернете заказы за символические деньги – где-то 300-500 гривен за проект. Например, создавал карту для посетителей развлекательного центра, разрабатывал модели товаров. Сейчас не могу смотреть на эти работы без слез, но это были первые пробы, и я начал формировать портфолио.

Кстати, есть интересные ресурсы, где художники могут выставлять свои работы. Например, ArtStation.

Сколько ты стоишь: зарплатная история 3D-художника

Иллюстрации: Татьяна Попович

Изменения в доходах

Благодаря базовым навыкам и портфолио в 2014 году я получил первую серьезную работу – в рекламной компании, удаленно. Заказов было много, требования – очень высокими. Но мне нравилось, что наконец-то есть возможность работать по четким требованиям. Раньше приходилось общаться с непрофессионалами, которые часто сами не понимают, что хотят получить, и не могут объяснить.

Для начала мне предложили выполнить тестовое задание – создать 3D-модель детали, стоимость работы – $30. И тогда, и позже, при удаленной занятости, платили именно в долларах, заказы в гривнах встречались редко. На первую работу ушло около двух недель, и выполнить задание мне удалось раза с четвертого. Затем я создавал модели посуды, стоимость работы – $250, на проект ушло больше месяца.

Однажды мне написали из одной известной игровой компании, и я немного загордился, построил разговор с позиции «звезды» – но в итоге их не устроило качество тестового задания, и это заставило опуститься с небес за землю.

Через год я уже мог выполять объем работы в 10 раз больше: сотрудничал с компанией и находил других заказчиков в Интернете. Получалось зарабатывать за месяц уже от $300 до $500. Так я полностью перешел в новую профессию.

Удаленно я работал более двух лет. Переехал в Киев, чтобы найти работу в хорошей игровой студии. Найти интересное предложение быстро не получилось – около года я продолжал работать удаленно и искал вакансии на полную занятость. К тому времени я зарабатывал примерно $700 в месяц. Но минус в том, что работа сдельная – оплата поступает после выполненного заказа. Часто я ошибался, оценивая сложность и сроки работы – на проект уходило, например, в два раза больше времени, а доплачивать за это клиенты не готовы. Мог оценить проект в $600, а на деле оказывалось, что работы выполнил на $1000. Или все упиралось в возможности заказчика – например, я полтора месяца работал над проектом, бюджет которого – $900, и больше клиент предложить не мог.

С опытом я в разы увеличил свою производительность, хотя порой работал по 10-14 часов в сутки, особенно если были строгие дедлайны. Мне интересно было засечь примерную стоимость своей работы за час в то время. Проекты могли быть более или менее выгодными: в первом случае получалось около $6-7, во втором – $8-10 за час. К 2016 году я мог зарабатывать около $1000-1200 в месяц. Но, рассматривая вакансии 3D-художников, ориентировался на зарплату в $2000.

Постепенно у меня скопилось неплохое портфолио, время от времени предлагали хорошие вакансии. Однажды мне написали из одной известной игровой компании, и я немного загордился, построил разговор с позиции «звезды» – но в итоге их не устроило качество тестового задания, и это заставило опуститься с небес за землю. Затем был запрос от другой топовой компании, но там мне не понравилось отношение к работе людей. Например, они запрашивали очень большой объем тестовых заданий без оплаты, хотя сама компания затем получала за эту работу деньги.

Начинающие художники могут зарабатывать от $300-500. В целом по рынку средний уровень зарплаты обычного 3D-художника – около $1000.

Зарплата сегодня

В прошлом году я начал работать на должности Senior 3D-художника в международной IТ-компании. Занимаюсь разработкой компьютерных игр. Зарплата составляет $2000. Это ставка, затем происходит пересчет в гривны с учетом курса (около 52 000 гривен). За переработки больше 8 часов платят больше: обычная зарплата составляет примерно $12,5 долларов в час, при переработке – примерно $15 в час. Максимум удавалось заработать $2600 в месяц, но загрузка тогда была очень высокой. Иногда бывают бонусы за релиз новых игр – около $100-200. Могут быть премии за высокий результат работы или за то, что команда справилась вовремя при амбициозных сроках – тоже около $100.

Работаю в офисе, но есть возможность работать и из дома. Кроме зарплаты, есть медицинская страховка, больничные, полноценный отпуск, в котором сотрудников не тревожат из офиса, и, конечно, чай-кофе-печенье-фрукты, обустроенные зоны отдыха и прочее. Стандартный набор для любой серьезной IТ-компании.

Сколько ты стоишь: зарплатная история 3D-художника

Иллюстрации: Татьяна Попович

Проблемы и возможности рынка

Что касается того, сколько зарабатывают 3D-художники – максимально на позициях старших художников (Senior Artist) в Киеве, по моей информации, до $3000. Есть также позиции ведущих художников (Lead Artist), которые координируют работу других художников. Они могут зарабатывать в полтора раза больше, чем Senior-художники компании. Начинающие художники могут зарабатывать от $300-500. В целом по рынку средний уровень зарплаты обычного 3D-художника – около $1000.

Есть предложения и по 6000 гривен, но это очень мало. Встречаются крайне невыгодные предложения. Например, за работу, реальная стоимость которой – $700, могут предлагать и 100. К сожалению, многие специалисты, ввиду разных жизненных обстоятельств, соглашаются на такие заказы – время от времени я и сам брался за них. Демпингуют, и таким образом труд специалистов обесценивается.

Цены за работу у нас намного ниже, чем за границей. Хотя везде сложно оценить стоимость работы, не только на нашем рынке, но и в США, и в Европе – информации очень мало. Украинским специалистам нередко поступают предложения по работе за границей, и сложно понять, на какую зарплату можно претендовать.

В одном интервью известный в мире 3D-художник, который работает в киноиндустрии, в Голливуде (те самые трансформеры и супергерои), рассказал, что там зарабатывают до $1000 в день – больше чем врачи и юристы в США. Конечно, там работают лучшие из лучших. Также сейчас активно развивается сфера промышленного дизайна, робототехники – за границей люди, которые разрабатывают эти концепты, зарабатывают еще больше, до $200-250 в час.

Повышение ценности

Я учился в основном сам, непосредственно работая над проектами и общаясь с коллегами, удаленно и лично. Проходил и курсы, но не могу сказать, что они были очень полезными – в основном там учат базовым вещам. Хотя есть и хорошие курсы в крупных городах, которые дают полезные навыки. Есть еще отличные западные электронные курсы – на английском языке, платные. Например, Gnomon и Digital-Tutors. В них преподают художники высокого уровня, которые создают кино и топовые игры. Мне кажется, они даже более полезны.

Самый захватывающий момент – ходить в очках виртуальной реальности по тому и в окружении того, что сделал в 3D. Видеть готовый продукт, когда модели оживают.

При этом схема, когда человек просто окончил курсы и устроился на работу, – маловероятна, нужно много работать, чтобы сформировать определенные навыки. Но некоторые компании предлагают трудоустройство лучшим выпускникам. Возможно, я просто пошел по более сложному пути, и проще было пройти курсы и устроиться на работу на минимальные деньги, чтобы развиваться уже внутри компании.

Из программ, с которыми работают художники, можно отметить, например, 3ds Max, Substance Painter, Substance Designer, Photoshop, Blender, 3d Coat, Zbrush, а также Maya, Quixel, Mudbox, иногда – Modo, Cinema 4d.

Что касается английского, лично для меня он не был решающим фактором для должности, но язык важен. Например, одно из собеседований я проходил на английском. В основном IТ-компании – аутсорсинговые, работают с иностранными заказчиками, и важно иметь возможность общаться с ними напрямую. Зачастую компании ищут специалистов с уровнем английского не ниже Intermediate, а желательно выше.

Сколько ты стоишь: зарплатная история 3D-художника

Иллюстрации: Татьяна Попович

Особенности работы

Из личностных качеств, мне кажется, наиболее важна настойчивость. Я считаю, что нет талантливых людей, есть целеустремленные. Мой герой – Том Эдисон, который сделал сотни неудачных экспериментов с лампочкой. Очень важна реакция на критику: если она неадекватная, то ничего не получится. И еще готовность переделывать несколько раз. Также важно делать не то, что нравится, а то, что нужно клиенту.

Самым сложным я бы назвал внесение изменений в уже готовую модель: меняется один элемент, и все нужно подстраивать под него – это очень непросто. Кроме того, бывает непросто в периоды выполнения срочных проектов, когда работа требует максимальной концентрации.

Цены очень разные. Например, цена одного персонажа в игровой сфере – от $50-70 до пары тысяч долларов, транспортное средство – от $250 до $1200, оружие – от $100 до $300.

Самый захватывающий момент – ходить в очках виртуальной реальности по тому и в окружении того, что сделал в 3D. Видеть готовый продукт, когда модели оживают.

Что касается того, с кем в большей мере взаимодействует 3D-художник – это Lead Artist, который распределяет задачи, контролирует качество. А также менеджеры проектов, которые отвечают за организационные проекты, сроки, и программисты.

Дополнительный доход

В сфере 3D есть возможность выполнять заказы на условиях фриланса. Цены очень разные. Например, цена одного персонажа в игровой сфере – от $50-70 до пары тысяч долларов, транспортное средство – от $250 до $1200, оружие – от $100 до $300. Но есть цены как выше, так и ниже. Например, машины для гонок с невероятной детализацией, вплоть до стрелок спидометра, тахометра, масла с анимацией, все как в оригинале, за $4000.

Но часто в компании есть правило, чтобы удаленные проекты сотрудники согласовывали с основным работодателем. В некоторых компаниях есть запрет выполнять проекты из этой же сферы.

Перспективы

Сфера 3D настолько сложная и многогранная, что в ней можно развиваться бесконечно. Мне, например, наиболее интересна сфера кино, а также возможность в будущем создать свою студию.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также