#Часы основательницы проекта «Всі. Свої» Анны Луковкиной: о секрете продуктивности от Эннио Морриконе, лени как двигателе, отказе от соцсетей и нежелании взрослеть

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Онлайн-журнал The Point продолжает рассказывать об успешных предпринимателях и профи в своей сфере в рубрике #Часы. Наши герои делятся своими рабочими привычками, правилами организации жизни, провалами и карьерными уроками, секретами продуктивности, а также рассказывают, что их мотивирует.

Делу время, и #Часы уже тикают. Наша восьмая героиня – автор и основатель проекта «Всі. Свої» Анна Луковкина. Напомним, что Анна основала серию маркетов, где представлены только украинские производители и открыла на Крещатике самый большой магазин украинских брендов. Она рассказала The Point о бизнес-плане как стоп-факторе, незаменимости проджект-менеджера, «нет» встречам, секрете продуктивности от Эннио Морриконе и как хорошая репутация и опыт помогли основать первый в Украине маркет украинских брендов.

– Что, по-вашему, продуктивность?

– Мне сложно сформулировать какой-то «волшебный рецепт», так как не считаю себя отличным примером продуктивности. Не могу утверждать, что все и всегда успеваю.

– Залог продуктивности – это …?

– Мы постоянно находимся в каком-то непрерывном потоке дел: магазин, маркеты, на очереди запуск онлайн-платформы. У команды проекта очень мощный креативный потенциал, идеи генерируются каждый день. И недавно к нам присоединился проджект-менеджер, чтобы систематизировать эти идеи, структурировать, распределить обязанности и зафиксировать дедлайны. Иначе работа может превратиться в хаос. То есть, я бы сказала, что залог продуктивности – это умение креативную идею сделать структурированной задачей и по дороге не растерять кайф от творческого процесса.

Встречи – это убийцы времени. Длинные разговоры меня сильно эмоционально изматывают: после них нужно время, чтобы восстановиться. Бывали дни, когда организовывалось по семь встреч подряд. И уже вечером после последней ты как будто пробуждаешься и думаешь: «Что это только что было?».

– Пять главных правил организации рабочего дня.

– Если говорить о пяти главных правилах организации моего личного рабочего дня, то я пять раз скажу «нет» встречам. Встречи – это убийцы времени. Длинные разговоры меня сильно эмоционально изматывают: после них нужно время, чтобы восстановиться. Сейчас много проектов, поэтому собрания проходят достаточно регулярно. Бывали дни, когда организовывалось по семь встреч подряд. И уже вечером после последней ты как будто пробуждаешься и думаешь: «Что это только что было?». Поэтому я выделила понедельник и вторник на встречи, а среду и четверг – на стратегические задачи.

Что же касается организации времени в коллективе, главное здесь – уметь остановиться. Все члены нашей команды фонтанируют множеством идей. Обязательный must have совещаний – «А можно небольшой оффтопчик?». Если каждый захочет поделиться всеми своими идеями, это может затянуть собрание очень надолго. Поэтому мы завели красный свисток, в который наш специальный сотрудник свистит, когда мы отходим от темы.

#Часы основательницы проекта «Всі. Свої» Анны Луковкиной: о секрете продуктивности от Эннио Морриконе, лени как двигателе, отказе от соцсетей и нежелании взрослеть

Фото: Роман Еременко

– Какие вещи включают в вас так называемое состояние ресурса и, наоборот, выключают?

– Путешествия, во время которых внезапно приходят идеи, – тогда я работаю «здесь и сейчас», несмотря на отпуск.

Еще думаю, что лень – двигатель продуктивности. Мне как-то довелось услышать забавную фразу: «я все свои дела выполняю быстро, потому что ленивый».

Раньше я работала до глубокой ночи и гордилась тем, какая я трудоспособная. Как и остальные коллеги, которые «мерялись», кто дольше просидел в офисе: «Я до 12 ночи!», – «А я до часу!».

Сейчас же я понимаю, что этим мы просто демонстрировали неумение организовать свое время. И говорить о таком – значит признавать свою несостоятельность в тайм-менеджменте. Да, ты можешь взять на себя больше задач, чем нужно, но не стоит хвастаться. Если ты так долго засиживаешься – значит, нужно просто сесть и распланировать свой день.

Перестала читать новостные порталы, что помогает абстрагироваться: на принятие решений не влияют посторонние факторы. Весь этот информационный шум не засоряет мое восприятие и не останавливает в реализации определенных идей.

– С чем пришлось попрощаться в борьбе за продуктивность?

– Я полностью отказалась от соцсетей – это помогло освободить много времени. У меня всего около 200 друзей, которых я действительно знаю, и огромное количество заявок в друзья. Я интроверт, и мне чуждо общение с незнакомыми людьми, тем более «виртуальными».  Но с этого года, возможно, я пересмотрю свое отношение, поскольку пониманию: фаундер проекта должен проявлять социальную активность.

Раньше, когда у меня освобождалось 10 минут, я листала ленту новостей, чтобы быть в курсе. Сейчас я захожу точечно на страницы наших маркетов, смотрю активность. Также перестала читать новостные порталы, что помогает абстрагироваться: на принятие решений не влияют посторонние факторы. Весь этот информационный шум не засоряет мое восприятие и не останавливает в реализации определенных идей. Ты перестаешь бояться, что общество подвергнет ту или иную затею критике – а просто делаешь то, что считаешь нужным.

Когда проект только запускался, меня многие спрашивали «а есть ли у тебя бизнес-план, финансовая модель и система отчетности?». Я отвечала «нет». И тогда часто слышала: «Как? Без этого бизнес невозможен!». Если этот вопрос прозвучал до момента запуска, возможно, он бы меня как-то остановил. А так у меня нет никаких стоп-факторов.

#Часы основательницы проекта «Всі. Свої» Анны Луковкиной: о секрете продуктивности от Эннио Морриконе, лени как двигателе, отказе от соцсетей и нежелании взрослеть

Фото: Роман Еременко

– В каком возрасте вы начали работать? Какой была ваша первая работа?

– Где-то с 18-ти лет – помогала в качестве менеджера родителям в их компании, которая занималась строительными материалами. Потом ушла в организацию мероприятий, долго занималась концертами – у нас было свое концертное агентство. Мы привозили разноплановых исполнителей: Эннио Морриконе, Everlast, Tricky, GusGus и т.д. Проводили концерты в Киеве, в Москве и Питере, в Прибалтике и Польше.

Когда в Киеве давал концерт Эннио Морриконе, мы организовали его интервью с одним изданием. Морриконе тогда было 85 лет. В том разговоре прозвучала одна фраза, которая мне запомнилась − она, кстати, касается продуктивности… Так вот, он сказал, что каждый день встает в пять утра и садится работать. Нет никакого вдохновения: нужно просто начинать работать, и оно придет уже в процессе.

Сейчас, для современного молодого поколения учеба – это новый черный. Когда же я училась, ходить на пары было немодно, все хвастались друг перед другом, кто больше пар прогулял.

Когда начался Майдан, вся наша деятельность как агентства прекратилась. Однажды я ехала за рулем, заканчивался бензин, и я поняла, что мне не за что заправиться. В тот момент пришло понимание: нужно что-то делать.

Тогда я решила заняться маркетами. Очень помогли хорошая репутация и опыт в организации мероприятий, ведь Всі. Свої начинался просто как самостоятельное событие. Вообще не было денег, потому я договорилась со всеми о постоплате: с теми, кто печатал постеры, кто предоставлял помещение и т.д. Это как сначала ты работаешь на зачетку, а потом она на тебя.

Идея с маркетом хорошо сработала, потому что проходил он в нужное время, в нужном месте и с четким посылом. Мы сначала выделили одно направление – одежду.  Потом уже добавили мебель, детское направление. Тут также хорошо работает отношение не как к разовому проекту, а как к большому делу.

Состояние «вечного ребенка» делает жизнь интереснее и дарит бесстрашие.

– Какой совет вы бы дали себе 18-летней?

– Конечно, советов могло быть много, но главный – больше учиться. Моя специальность – международная экономика. Учеба дала важные общие знания, хотя я никогда не работала по специальности. Возможно, хорошо после школы год-два поработать, определиться, что тебе нравится, а потом уже выбирать, куда идти поступать.

Несмотря на это, получить высшее образование и брать от него по максимуму – очень важно. Сейчас, для современного молодого поколения учеба – это новый черный. Когда же я училась, ходить на пары было немодно, все хвастались друг перед другом, кто больше пар прогулял.

Когда вы почувствовали, что повзрослели? Что сделало вас взрослым человеком?

– Я не хочу взрослеть. Мне кажется, что быть взрослым – очень скучно. Поэтому и позволяю появляться сумасшедшим идеям – как, например, постоять на голове, чтобы родилась гениальная мысль. Такие поступки не назовешь примером классического «взрослого» поведения. Так что вряд ли я повзрослела. Состояние «вечного ребенка» делает жизнь интереснее и дарит бесстрашие.

– А если говорить о самостоятельности?

– Меня родители так воспитывали, что я всегда была достаточно самостоятельной. Например, в отличие от некоторых одноклассников, которых возили в школу и забирали, я всегда добиралась самостоятельно. И даже когда папа мне в 18 лет отдал машину, она была с пустым баком. Я тогда еще не работала, но он сказал: «Ничего не знаю. Что хочешь, то и делай». Если я, грубо говоря, врезалась в столб (несильно, естественно), то знала, что папе звонить бесполезно, так как его ответ был бы таким: «Разбирайся сама».

Конечно, я так же хотела бы растить своих детей. Но понимаю, что в современном мире нужно больше перестраховываться, заботиться о безопасности. Тем не менее, самостоятельность воспитываю везде, где могу, особенно в бытовых вещах. Стараюсь не подносить все «на блюдечке», а применять принцип: сначала анализируй, думай и предложи собственное решение. А потом уже я подключусь.

#Часы основательницы проекта «Всі. Свої» Анны Луковкиной: о секрете продуктивности от Эннио Морриконе, лени как двигателе, отказе от соцсетей и нежелании взрослеть

Фото: Роман Еременко

– Чему вас научила ваша работа?

– Четкой постановке задач. Если тебе что-то конкретно нужно, так и говори – тогда больше шансов, что это сделают. Так и в личной жизни. Хочешь позвонить – позвони. Хочешь спросить – спроси. Быть проще в этом плане.

Что касается критериев выбора, первое – украинское производство. Второе – качество, так как мы заявили о себе как о качественном украинском масс-маркете. Третье – демократичная цена, потому что цель проекта в создании доступной моды.

– Что было самым сложным, когда начинали, а что самым легким? Что самое сложное сейчас?

– Мы начинали работать в маленькой семейной команде, а сейчас активно разрастаемся – стало сложно справляться с большим количеством проектов.

Когда работаешь с небольшим коллективом, то все на одной волне. Когда людей много, ты по-прежнему думаешь, что они мыслят, как ты. Но это не так. Мне как руководителю не всегда удается быть психологом: например, всех направить в правильное русло или поддержать, когда это нужно. Мне непросто дается общение с людьми: как уже говорила, я – интроверт. Поэтому мы взяли HR-специалиста, который помогает нам в коммуникации с персоналом.

#Часы основательницы проекта «Всі. Свої» Анны Луковкиной: о секрете продуктивности от Эннио Морриконе, лени как двигателе, отказе от соцсетей и нежелании взрослеть

Фото: Роман Еременко

– Как вы отбираете бренды, которые будут представлены на маркетах Всі. Свої?

– Мы начинали с одного этажа и 80 брендов. Сейчас у нас пять этажей, 2000 заявок на участие. Из них только 250 отбираются на маркет одежды.

Выбрать лучших из такого огромного пула – очень сложно. Маркет делится по категориям: одежда, обувь, белье, украшения, одежда для дома. Если у нас какая-то ниша не заполнена (например, нам нужна мужская одежда), значит, мы отбираем бренды в эту категорию.

Что касается критериев выбора, первое – украинское производство. Второе – качество, так как мы заявили о себе как о качественном украинском масс-маркете. Третье – демократичная цена, потому что цель проекта в создании доступной моды.  Еще мы обращаем внимание на «фишки» бренда – на какую-то особенность, по одному взгляду на которую будет сразу понятно, кто производитель.

Большинство украинских брендов – молодые, им 2-3 года, но уже приходится конкурировать с известными мировыми именами. Но это и хорошо, так как мотивирует их производить качественную и  стильную одежду.

Берем бренды, которые делают какой-то монопродукт. Я лично очень люблю подобные проекты. К примеру, когда производитель специализируется только на тельняшках, на ручной вышивке или росписи ткани, когда каждое изделие уникально. Или же бренд, который шьет исключительно базовые платья. У нас вся женская часть коллектива в них ходит. Я сама в таких все лето проходила, стирала каждый день, и они при этом хорошо сохранились.

Сейчас мы работаем над стратегией отбора, потому что уже есть костяк в виде 100 брендов, которые у нас представлены все время. Есть производители, которые ротируются, то есть в сентябре участвуют, в октябре-ноябре нет, в декабре снова участвуют – этот принцип работает только для маркетов, не для магазина.

– Как вы в общем оцените украинских производителей на данный момент?

– Они большие трудяги. Большинство украинских брендов – молодые, им 2-3 года, но уже приходится конкурировать с известными мировыми именами. Но это и хорошо, так как мотивирует их производить качественную и  стильную одежду.

– Какие ниши, по вашему мнению, до сих пор не заполнены в отечественном производстве?

– Базовый гардероб (белые футболки, боди) – довольно простые на самом деле вещи. А остальное более-менее заполнено.

#Часы основательницы проекта «Всі. Свої» Анны Луковкиной: о секрете продуктивности от Эннио Морриконе, лени как двигателе, отказе от соцсетей и нежелании взрослеть

Фото: Роман Еременко

– Из чего складывается цена вещи от украинского бренда во Всі. Свої?

– Цену формирует сам производитель. На маркетах или в магазине цена изделия такая же, как у бренда на сайте или в его шоу-руме.

– Из-за чего вам приходится отказывать украинским брендам быть представленными на маркетах Всі. Свої?

– Из-за неумения продавать, отсутствия базового маркетинга. Если бренд не выполняет условия, перечисленные мною выше. Если у него плохо налажено общение в социальных сетях – грубые ответы потенциальным клиентам, мало информации и так далее. Такие производители вряд ли попадут на маркет. Также мы не возьмем бренд, который явно копирует коллекции своих же локальных производителей.

В книге Rework я прочла занятное утверждение: идей всегда в избытке, и они стоят дешево. Истинный вопрос состоит в том, насколько хорошо вы эту идею реализуете.

– Последние прочитанные вами книги.

– Я не люблю бизнес-литературу, потому что в ней много воды. С большим удовольствием читаю биографии и истории компаний − реальные рассказы меня больше мотивируют.

Хотя последняя такая книга меня очень разочаровала — это «Феномен ZARA». Я очень ждала выхода издания, ведь это реальная история успешной компании, настоящая модель ведения бизнеса.  Но в итоге я просто закрыла книгу, ничего интересного так и не прочитав.

Сейчас дочитываю историю основателя Amazon − «Продается все». Это издание, в отличие от упомянутого выше, читается, как роман: очень интересно. Также недавно прочитала книгу Rework от основателей Basecamp, системы управления проектами, которую мы используем в работе. В тексте информация подается блоками, много советов для тех, кто ведет собственный бизнес. Авторы также разделяют мое убеждение о том, что встречи – это зло. А в качестве альтернативы дают инструкцию, как вести переговоры в рамках программы Basecamp.

В книге Rework я прочла занятное утверждение: идей всегда в избытке, и они стоят дешево. Истинный вопрос состоит в том, насколько хорошо вы эту идею реализуете.

Локация: Десятинная, 12

Мебель: MoDi

Предыдущие выпуски:

1. #Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского: о 12 неделях в году, как джаз повышает продуктивность и почему полезно иметь сознание новичка

2. #Часы медиаконсультанта Веры Черныш: как не давать мозгу ржаветь, какую работу не заменит искусственный интеллект и почему не нужно бояться «ветра в лицо»

3. #Часы основателя массовых онлайн-курсов Prometheus Ивана Примаченко: о неустойчивости инноваций, состоянии потока и как никогда не переставать бороться

4. #Часы основателя агентства Fedoriv Андрея Федорива: почему хороший бренд – это всегда вопрос, о суперлюдях и большой амбициозной цели

5. #Часы руководителя отдела коммуникаций и ивентов в UNIT.City Александры Говорухи: об азарте и самомотивации, как фокусироваться на главном и почему не нужно спешить жить

6. #Часы CEO онлайн-сервиса заказа еды Eda.ua Евгения Казанцева: о неудаче как стимуле, самом важном для бизнеса и трезвом осмыслении того, что делаешь

7. #Години радниці начальника Київського метрополітену Наталки Макогон: про день у підземці під час подорожей, фейли, «метрогоробця» та про те, чому робота в метро вчить спокою

8. #Часы сооснователя киевской библиотеки BOTAN Алексея Иванова: о несчастливых $100, въедливости, важности «зачем?» и контенте-фастфуде

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также