Онлайн-журнал The Point продолжает рассказывать об успешных предпринимателях и профи в своей сфере в рубрике #Часы. Наши герои делятся своими рабочими привычками, правилами организации жизни, провалами и карьерными уроками, секретами продуктивности, а также рассказывают, что их мотивирует.

Делу время, и #Часы уже тикают. Наш следующий герой – основатель и СЕО студии стартапов Concepter Влад Тисленко. Влад рассказал редакции The Point о том, почему раньше прощание с сотрудниками было похоже для него на расставание с девушкой, как он относится к этому сейчас, о важности быть ответственным, но относиться ко всему просто, чему научил провальный запуск iblazr Case и почему на данный момент читать книги не совсем эффективно.

− Что такое, по-вашему, продуктивность?

− Результативность за единицу времени. Человеку, чтобы быть продуктивным, нужно понимать, в чем конкретно он может быть полезен. Сначала нужно построить план действий. Следующий аспект – это скорость реализации этого плана. И третий пункт – польза от его реализации.

То есть ваш проект может не принести миллион, но спасти жизни ста человек. Возможно КПД с точки зрения денежной реализации будет невысоким, но для общества – еще как.

Эффективно можно работать отрезками до 4 часов. Соответственно, два таких отрезка по 4 часа, по моим ощущениям, − это пик рабочей активности, который может себе позволить эффективный человек.

− Черта, которая помогает и мешает одновременно?

− Расфокус. Я мечтатель, и везде стараюсь находить возможности, поэтому у меня в голове сразу много разных мыслей. Это и мешает быть сфокусированным на чем-то одном. Если мне приходит какая-то интересная идея или поступает хорошее предложение, сложно отказаться. С другой стороны, это моя сильная сторона, потому что я могу одновременно руководить и при этом генерировать идеи, давать нашему бизнесу развиваться.

− 5 главных правил организации вашего дня.

− Ученые доказали, что человек не может продуктивно работать продолжительный отрезок времени. Эффективно можно работать отрезками до 4 часов. Соответственно, два таких отрезка по 4 часа, по моим ощущениям, − это пик рабочей активности, который может себе позволить эффективный человек. Дальше крайне сложно достигнуть эффективности. Можно много работать, но не факт что это будет эффективно.

Офисная работа не совсем соответствует тому, для чего предназначен человек. Он должен двигаться. Поэтому нужно хотя бы много ходить.

Есть, например, внутренние переговоры, в которых от меня мало что зависит. Это я не беру за продуктивную работу.

Также, чтобы продуктивно работать, нужно если не ежедневно, то хотя бы регулярно давать телу физическую нагрузку. Потому что офисная работа не совсем соответствует тому, для чего предназначен человек. Он должен двигаться. Поэтому нужно хотя бы много ходить. А по-хорошему заниматься спортом, чтобы, во-первых, освежать голову, а во-вторых, чтобы быть физически развитым человеком.
Следующий пункт − отдых. Наш организм устроен так, что он развивается не во время пиковой нагрузки, а во время восстановления после нее. Поэтому распорядок дня должен быть таким, чтобы успеть отдохнуть и на следующий день эффективно работать.

Но самое важное − это сон. Нужно высыпаться: в среднем от 7 до 8 с половиной часов сна – у разных людей это по-разному работает.

#Часы основателя и СЕО студии стартапов Concepter Влада Тисленко: о пике эффективности, «железном человеке» и пользе текучки в компании

Фото: Оксана Красюк

− Используете ли вы какие-то техники тайм-менеджмента?

− Мы даже свое приложение сделали – Soul, которое выпустили в бета-версии. Оно автоматически показывает, куда уходит наше время. Ты просто носишь телефон с собой, а он оценивает все локации, контекст, анализирует твои привычки.

− Вы им пользуетесь?

− Да, но мы не запустили вовремя монетизацию, поэтому приложение пока что на стадии доработки.

Какие еще методы я использую? Ключевое − это календарь. Потому что чем больше у тебя встреч и задач, тем тяжелее все удержать в голове. Еще приложение заметок, где у меня есть список задач, и я отмечаю выполненные.

Может быть, эта задача для тебя и твоего окружения важна, но если посмотреть на нашу планету глобально, то конкретно твоя проблема практически ни на что не влияет. Даже если смотреть на летящую Tesla в космосе, то она не так уж заметна в масштабах Вселенной.

− С чем пришлось попрощаться в борьбе за продуктивность?

− У меня остается очень мало времени на личную жизнь. Как правило, только на выходных я могу уделить время семье и друзьям. Круг близких людей уже привык к этому, и когда встречаются новые люди на моем пути, они воспринимают это как что-то неадекватное. Но для меня это нормально, я не чувствую себя каким-то ущемленным.

− Какие вещи вас включают в так называемое состояние ресурса?

− Из физических, пожалуй, кофе. Я заметил, что мне крайне сложно фокусироваться на чем-то, если утром не выпью кофе.

А вот музыка во время работы мне не помогает, хотя для некоторых это работает.

− Любите тишину?

− Не столько тишину, это скорее относится только к музыке. Так как у нас офис open space, и сотрудники часто шумят, я к шуму привык и его просто не замечаю.

В общем-то, если я сфокусировался на какой-то задаче, то меня мало что может отвлечь от ее выполнения.

#Часы основателя и СЕО студии стартапов Concepter Влада Тисленко: о пике эффективности, «железном человеке» и пользе текучки в компании

Фото: Оксана Красюк

− Как не стать жертвой продуктивности, не выгореть?

− У меня было выгорание, и это неприятный момент. Начались проблемы с давлением. Нехорошая вещь была. С тех пор я стал проще относиться к работе и к проблемам. Потому что, может быть, эта задача для тебя и твоего окружения важна, но если посмотреть на нашу планету глобально, то конкретно твоя проблема практически ни на что не влияет.

Я думаю, что каждый человек может к этому прийти и просто спокойнее относиться к работе. Быть ответственным, но относиться ко всему просто. Даже если смотреть на летящую Tesla в космосе, то она не так уж заметна в масштабах Вселенной.

Та или иная ошибка делает тебя тем, кем ты сейчас являешься.

− Какой совет вы бы дали себе 18-летнему?

− Делай, что делаешь. Я рад тому, к чему пришел. Так как та или иная ошибка делает тебя тем, кем ты сейчас являешься. Каких-то больших ошибок я не совершал, чтобы сожалеть.

− Когда почувствовали, что стали самостоятельным?

− Я родом из Донецка и приехал в Киев, чтобы учиться в университете имени Тараса Шевченко на специальности «Менеджмент организаций». Жил я тогда самостоятельно, но финансово зависел не от себя. Стал зарабатывать, когда начал делать стартапы.

− Какой была ваша первая работа.

− Concepter – моя первая фултайм-работа. До этого part-time (неполный рабочий день. – ред.), помогал в родительской компании, у них строительный бизнес. Я ездил на конференции вместе с ними, участвовал в переговорах, обсуждали вместе проекты, как их правильно реализовывать. Я по сути был ассистентом-стажером, который вливался в компанию.

− Чему научила ваша работа?

− Создавать стартапы. На самом деле это очень широкий вопрос, потому что мы занимаемся разными аспектами: от фандрейзинга (сбора средств. – ред.) до заключения партнерств с крупным бизнесом. Это гигантское количество разных вещей.

− Сколько ваших стартапов переросли в бизнес?

− Из тех, что развились с нами с начала – это iblazr, Lunecase, Futo. Помогли запустить Delfast и Riot Division на Кикстартере. Есть еще ряд компаний, которые мы непублично продвигаем и совместно работаем.

#Часы основателя и СЕО студии стартапов Concepter Влада Тисленко: о пике эффективности, «железном человеке» и пользе текучки в компании

Фото: Оксана Красюк

− Что было самым сложным, когда вы начинали? И что самое сложное сейчас?

− Всегда самое сложное − это ограниченность ресурсов. В целом и в нашей стране. В частности, финансовые, человеческие ресурсы и знания. Очень мало бизнесов, которые имеют сразу три пункта.

Люди часто говорят, что им нужен твой продукт, просто чтобы не обидеть тебя.

− Самый большой фейл и урок за вашу карьеру.

− Если говорить именно о работе, то у нас был не очень удачный запуск iblazr Case (смарт-чехол для iPhone. – ред.). Мы не ожидали, что он будет настолько провальным. Но это нас многому научило.

Вот как выглядит процесс запуска продукта? Ты придумал себе, что нужно создать что-то. Есть какие-то данные, что этот продукт нужен рынку. Создаешь его, делаешь бета-версию, спрашиваешь у людей, нужен ли он им. Они высказывают свое мнение. Делаешь альфу, запускаешь продукт, вкладываешь большие деньги в маркетинг. Продукт начинает больше продаваться – ты вкладываешь еще денег в маркетинг, и запускаешь на рынок.

#Часы основателя и СЕО студии стартапов Concepter Влада Тисленко

iblazr Case

Мы считали, что это правильный путь, и мы все делаем правильно. Но оказалось, что тот фидбек, который мы собирали от людей, был некачественным. Люди часто говорят, что им нужен твой продукт, просто чтобы не обидеть тебя.

Но есть такой подход, как customer development (тестирование идеи на потенциальных потребителях. – ред.), который мы не делали. Его суть: понять, нужен ли потребителю твой товар на самом деле. Когда продукт не имеет product market fits, то есть не эффективен – сколько денег не вкладывай в маркетинг, они просто будут «сгорать», потому что нет конверсии и надобности у рынка.

Когда пришлось расставаться с сотрудниками, это было очень похоже на расставание с девушкой. Неприятное ощущение грусти, которая гложет.

− Что или кто вас мотивирует?

− Спортсмены и предприниматели, потому что я люблю заниматься спортом и бизнесом. Есть много примеров людей, которые успешны как в первом, так и во втором, и интересно доносят свой опыт и наблюдения аудитории.

Мой главный пример для подражания – это Ричард Брэнсон. Он и живет полноценно, и работает. У него тоже своего рода стартап-студия, набор разных бизнесов, которые объединяются под одной компанией, Virgin Group. Он ведет активный образ жизни, занимается экстремальными глупыми штуками − например, путешествует на воздушном шаре.

#Часы основателя и СЕО студии стартапов Concepter Влада Тисленко

Фото: из личного архива Влада Тисленко

− А почему вы, кстати, решили участвовать в Ironman (серия соревнований по триатлону на длинную дистанцию)?

− Я в спорте с детства: занимался футболом, теннисом, карате, тхэквондо. Мне эту любовь к спорту привили родители. Когда я жил и учился международному менеджменту в Лондоне в King’s College, я видел, как люди бегают, и мне тоже захотелось попробовать. Проходила олимпиада в Лондоне. А марафон − это единственный вид спорта, на который можно прийти посмотреть без билетов, потому что он проходит прямо в центре города. Это выглядело красиво со стороны – мне понравилось, что люди выглядят здоровыми.

#Часы основателя и СЕО студии стартапов Concepter Влада Тисленко: о пике эффективности, «железном человеке» и пользе текучки в компании

Фото: из личного архива Влада Тисленко

#Часы основателя и СЕО студии стартапов Concepter Влада Тисленко: о пике эффективности, «железном человеке» и пользе текучки в компании

Фото: из личного архива Влада Тисленко

Я тоже начал бегать, но тут включился мой максимализм: мне не понравилось, что я пробежал медленно, что устал или одышка. Хотелось пробежать быстрее, больше. Так я и зацепился за бег. Сравнил скорость бега марафонцев со своей и понял, что разница колоссальная и что я тоже хочу записаться на марафон и улучшать результаты. Когда я вернулся в Киев, то пробежал марафон, дальше был триатлон, а потом уже дошло до Ironman.

− Как бы вы описали команду Concepter? Что вас объединяет?

− Нас объединяют страсть к работе и стартапы, у которых есть цель и миссия. Это то, что заставляет людей приходить на работу.

Реализация амбиций выглядит так, что ты напитываешься новыми знаниями и опытом – и работаешь очень продуктивно. Но потом начинается рутина. А переходя на новую работу, ты возобновляешь процесс роста.

− Что поменялось с тех пор, когда вы только начинали, и на данном этапе?

− Принятие того, что люди могут уйти из твоей команды. Когда мы только начинали, у нас образовались дружеские, довольно близкие отношения с людьми, с которыми мы начинали этот бизнес. Когда пришлось расставаться с сотрудниками, это было очень похоже на расставание с девушкой. Неприятное ощущение грусти, которая гложет. У нас сейчас 26 человек в коллективе и продолжаем уверенно расти.

− А какие причины, почему люди уходят?

− В целом, я думаю, что это нормально, потому что у нас не семья. Если посмотреть среднюю продолжительность работы сотрудников в Силиконовой долине, то это примерно меньше, чем два года. Хотя на топовых позициях люди до 10 лет задерживаются.

Когда ты переходишь на новую работу, то переносишь предыдущий опыт, реализовываешь его на новом месте. И так происходит постоянно. Компании от этого только выигрывают. Текучка – это неплохо. Теперь я к этому отношусь спокойнее.

#Часы основателя и СЕО студии стартапов Concepter Влада Тисленко

Фото: Оксана Красюк

− Но если тебе нравится твоя работа, зачем уходить?

− Задача людей – развиваться. У каждого свои амбиции, и в какой-то момент человек может задаться вопросом, реализовывает ли он на рабочем месте свои амбиции в полной мере?

Это не всегда от коллектива зависит. Люди могут быть хорошие, но реализация амбиций выглядит так, что ты напитываешься новыми знаниями и опытом – и работаешь очень продуктивно. Но потом начинается рутина, то есть ты дошел до какого-то пика. А переходя на новую работу, ты возобновляешь процесс роста.

Смысл и философию книги можно сложить в 10% текста, все остальное − это художественные обороты и дополнительные эмоции.

− Какие книги вы бы посоветовали?

− Я не очень люблю бизнес-литературу. Больше предпочитаю художественную, когда-то читал много научной фантастики. Хотя сейчас, когда начинаю читать, чувствую, что что-то теряю, поэтому выбираю summary (краткое резюме. – ред.). Если мне интересен Илон Маск, могу найти самую важную для меня информацию о нем.

Считаю, что на данный момент читать книги не совсем эффективно. Ведь время имеет большую ценность, а информации − гигантское количество. Смысл и философию книги можно сложить в 10% текста, все остальное − это художественные обороты и дополнительные эмоции.

Я читаю очень много разных статей и блогеров на Facebook, среди которых мои друзья. Мне нравится философия, которая складывается в пять абзацев.

Использую приложение Flipboard, которое подбирает статьи под мои интересы. Каждое утро во время завтрака я просматриваю сводку новостей из индустрии, чтобы быть в курсе всего. У меня также есть ряд подписок на аналитические компании. Это все на английском языке, потому что наши издания переводят с английского, и ты эту информацию получаешь, в лучшем случае, на день позже. А мы работаем в такой индустрии, где нужно очень быстро двигаться и принимать решения. Еще я игроман и трачу свободное время на игры.

#Часы основателя и СЕО студии стартапов Concepter Влада Тисленко

Фото: Оксана Красюк

− А как к кино относитесь?

− Раньше я негативно относился к сериалам, но недавно в самолете посмотрел целиком все «Черное зеркало», пока летел в США и обратно. И понял, что это не такое уж и плохое времяпрепровождение, полезные мысли после просмотра появляются.

Не могу назвать себя киноманом, но у меня есть понимание, что такое качественное и некачественное кино. Недавно посмотрел «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», мне очень понравился. Я обычно ставлю оценки на IMDb фильмам, которые мне действительно понравились. Давно не ставил фильмам 9-10 баллов, а в этот раз поставил.

В 1950-ом говорили, что телевизор сделает нас глупцами, но люди почему-то стали только умнее.

− Сколько времени тратите в день на соцсети?

− Я веду много коммуникаций в мессенджере, но не считаю это соцсетью. Последнее время стал смотреть научные YouTube-каналы. Есть такой парень − Vsauce, у которого больше 10 миллионов подписчиков. Он каждую неделю снимает 10-минутные видео, в которых задается определенным научным вопросом. Например, что будет, если на скорости света в летящей машине включить фары? В видео он разбирается, как это работает, что такое скорость света и так далее.

− Своего рода сжатый Discovery?

− Пожалуй. Но люди сейчас не включают в семь вечера канал, чтобы посмотреть какую-то передачу. Они ищут то, что им нравится в YouTube, и смотрят на своем гаджете, когда им удобно. Те же передачи Discovery. Я не считаю, что YouTube − это плохо. В 1950-ом говорили, что телевизор сделает нас глупцами, но люди почему-то стали только умнее.

Предыдущие выпуски:

1. #Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского: о 12 неделях в году, как джаз повышает продуктивность и почему полезно иметь сознание новичка

2. #Часы медиаконсультанта Веры Черныш: как не давать мозгу ржаветь, какую работу не заменит искусственный интеллект и почему не нужно бояться «ветра в лицо»

3. #Часы основателя массовых онлайн-курсов Prometheus Ивана Примаченко: о неустойчивости инноваций, состоянии потока и как никогда не переставать бороться

4. #Часы основателя агентства Fedoriv Андрея Федорива: почему хороший бренд – это всегда вопрос, о суперлюдях и большой амбициозной цели

5. #Часы руководителя отдела коммуникаций и ивентов в UNIT.City Александры Говорухи: об азарте и самомотивации, как фокусироваться на главном и почему не нужно спешить жить

6. #Часы CEO онлайн-сервиса заказа еды Eda.ua Евгения Казанцева: о неудаче как стимуле, самом важном для бизнеса и трезвом осмыслении того, что делаешь

7. #Години радниці начальника Київського метрополітену Наталки Макогон: про день у підземці під час подорожей, фейли, «метрогоробця» та про те, чому робота в метро вчить спокою

8. #Часы сооснователя киевской библиотеки BOTAN Алексея Иванова: о несчастливых $100, въедливости, важности «зачем?» и контенте-фастфуде

9. #Часы основательницы проекта «Всі. Свої» Анны Луковкиной: о секрете продуктивности от Эннио Морриконе, лени как двигателе, отказе от соцсетей и нежелании взрослеть

10. #Часы основателей Kyiv Academy of Media Arts Сергея и Анны Вовк: о работе как стихии, ненужных заклинаниях и как ребенок помогает в организации дня

11. #Часы идеолога пространства для коворкинга Счастье HUB Маргариты Сичкарь: о правиле пустоты, пользе перепадов, почему людей можно обмануть только раз и как потратить миллион

12. #Години співвласника холдингу емоцій !FEST Андрія Худо: про вчасні паузи, драйв, ранкову каву і вміння бути психологом

13. #Часы основательницы кулинарного проекта «Картата Потата» Даши Малаховой: о жизни, как игре в теннис, отсутствии правил и важности миссии

14. #Часы основательницы культурно-социального проекта «Aрт-Пiкнiк» Славы Фроловой: о трудоголизме как враге, природе лидера, чувстве юмора и космосе человека

15. #Часы PR-директора «1+1 медиа» и партнера издательства «Книголав» Светланы Павелецкой: о дисциплине, честности, 100 книгах в год и почему всегда нужно делать больше

16. #Часы соосновательницы агентства Gres Todorchuk PR Ярославы Гресь: об опыте как награде и наказании, первых 110$ и почему нужно заставлять мозг болеть