Онлайн-журнал The Point продолжает рассказывать об успешных предпринимателях и профи в своей сфере в рубрике #Часы. Наши герои делятся своими рабочими привычками, правилами организации жизни, провалами и карьерными уроками, секретами продуктивности, а также рассказывают, что их мотивирует.

Делу время, и #Часы уже тикают. Нашим следующим героем стал основатель компании Ulichnaya Eda Роман Тугашев.

Роман рассказал The Point о первой работе в 7 лет, почему процесс его вдохновляет больше, чем цель, и какие приложения подсмотрел у финского правительства и использует в работе компании. А также посоветовал любимые YouTube-каналы и объяснил, почему неуспешный опыт открытия ресторана за $100 000 того стоил.

− Продуктивность – это …?

− Выполнение поставленных задач в четко оговоренные сроки.

#Часы основателя компании Ulichnaya Eda Романа Тугашева: о работе как игре и гастрономии как лучшем способе открыть страну

Фото из личного архива Романа Тугашева

− Без чего, по вашему мнению, невозможно быть продуктивным в работе и личной жизни и почему?

− Невозможно быть продуктивным без страсти к своему делу. Работа должна нравиться, каждый должен получать от ремесла истинное удовольствие. Конечно, еще на продуктивность влияет наше физическое состояние и то, как мы выспались. Я стараюсь находить время для спорта – это очень важная составляющая моего состояния.

Еще, как ни странно, мне помогает быть продуктивным отношение к любой работе, как к игре. Даже если миллионные проекты горят – это всего лишь часть большой, глобальной игры. Если совсем тяжко − визуализируйте, что это просто настольная игра «Монополия». Сложные моменты, нюансы, факапы и косяки неизбежны в любом деле. Поэтому нужно относиться к ним с легкостью.

#Часы основателя компании Ulichnaya Eda Романа Тугашева: о работе как игре и гастрономии как лучшем способе открыть страну

Фото из личного архива Романа Тугашева

− Согласны, что первый час после пробуждения – самый ценный? Когда вы встаете и какие утренние ритуалы практикуете?

− Я разделяю мнение психологов по этому поводу, но сейчас катастрофически не высыпаюсь, поэтому ритуалов никаких не практикую. Для меня самый желанный ритуал – это просто высыпаться по 8 часов в сутки. Думаю, стоит так расставлять приоритеты, чтобы это неуклонно соблюдалось.

− Ваши правила организации рабочего процесса.

− Опять же главное – это приоритеты: сначала нужно решить вопросы, которые требуют больше времени или внимания, которые ты, возможно, решать не хочешь, но кроме тебя никто не сможет этого сделать. А все остальное – делегируешь.

В команде рабочий процесс я наладил с помощью SRM-систем. В одном проекте я использую систему Worksection, в другом – Asana. Последнее приложение я подсмотрел у сотрудников финского правительства. Благодаря ему я отслеживаю выполнение задач каждым своим сотрудником, даже находясь за пределами страны, − экономлю кучу времени. Я в любой удобный момент могу зайти в приложения и узнать абсолютно все: на каком этапе выполнения находится каждая задача, подзадача, кто в команде за что отвечает и так далее.

Также я сейчас внедряю в компании метод управления проектами SCRUM. Мы наконец-то нашли подходящего SCRUM-мастера и оптимизируем взаимодействие в команде с его помощью.

#Часы основателя компании Ulichnaya Eda Романа Тугашева: о работе как игре и гастрономии как лучшем способе открыть страну

Фото из личного архива Романа Тугашева

– Что включает в вас так называемое состояние ресурса, а что выключает?

– Выключает пока только одно – физическая и умственная усталость. Нужно время для перезарядки. Включает во мне ресурсность достижение поставленных целей. Даже нет  – больше меня вдохновляет и заряжает сам процесс их достижения: те возможности, знакомства, инсайты, которые открываются в работе над проектами. Однозначно: сам процесс вдохновляет больше, чем цель.

– Какие полезные привычки помогают вам быть продуктивным в работе и личной жизни? И какие вредные пока еще мешают?

– Полезные, я бы даже сказал, бесценные привычки – это: путешествия с женой 1-2 раза в месяц, иногда это рабочие поездки, иногда нет; посвящать минимум один выходной своим детям.

Из вредных привычек: откладывание каких-то дел.

– В каком возрасте вы начали работать? Какой была ваша первая работа?

– Я начал работать в 7 лет. Это были лихие 90-е, и я помогал своим родителям – частным предпринимателям. Мы ездили в Польшу, Турцию, Одессу, Харьков на оптовые рынки за товаром и продавали его в Киевской области. У меня в таком возрасте уже были четкие обязанности: каждые выходные я ездил с родителями на рынок, я умел раскладывать и складывать торговую палатку, знал, как разместить товар, чтобы он лучше продавался, намного раньше, чем узнал слово мерчендайзинг. Я с детства знаю всю Киевскую область, все ее рынки. Вот откуда у меня любовь к рынкам и предпринимательству.

Я бы не сказал, что у меня было несчастливое детство, я очень ценю этот свой опыт, именно благодаря ему я тот, кто есть.

#Часы основателя компании Ulichnaya Eda Романа Тугашева: о работе как игре и гастрономии как лучшем способе открыть страну

Фото из личного архива Романа Тугашева

– Самый большой фейл и урок за вашу карьеру.

– Плачевный и, в то же время, очень ценный опыт – это открытие своего ресторана Tomatoes в 2012 году. Сначала были проблемы с помещением. Несмотря на то, что я юрист, я долго не мог добиться разрешительных документов на открытие ресторана. Это длилось целых девять месяцев. Потом у меня были проблемы с жильцами дома, где должен был открыться ресторан: меня обливали кипятком, бросали молотками. Когда мы его все-таки открыли, через два месяца ушла вся команда поваров, и мне пришлось какое-то время самому стоять у плиты и готовить еду. В 2013-м я понял, что дело не идет, и отдал ресторан за долги. Этот опыт стоил мне $100 000. Но он того стоил.

Благодаря этому я понял, насколько важно получить профильный опыт прежде, чем открыть свое дело. Сейчас фестивали нашей команды дают именно такой опыт, нас можно смело назвать самой масштабной в Украине стартап-площадкой для фуд-бизнесов. Наши участники – фуд-траки, кафе, рестораны, фермеры, нишевые и крафтовые производители, хендмейдеры и просто любители готовить – смогли протестировать свой продукт на тысячах гостей, усовершенствовать его в условиях жесткой конкуренции, натренировать собственную команду в режиме non-stop, почувствовать свои силы и решиться на дальнейшие эксперименты и рост. Поэтому сейчас с «Уличной едой» ассоциируется множество вдохновляющих историй успеха о том, как гастро-энтузиасты открывают собственные заведения или службы кейтеринга, запускают франшизу или вырастают из одного заведения в целую сеть.

– Какие полезные подкасты вы слушаете и рекомендовали бы послушать другим?

– Не столько слушаю подкасты, сколько смотрю YouTube-каналы. Мне нравятся интервью с бизнесменами, которые достигли определенных показателей в жизни. Например, смотрю канал «Большие деньги» Евгения Черняка, «Бегущий банкир» Андрея Онистрата, «Трансформатор» Дмитрия Портнягина и, конечно, Дудя.

#Часы основателя компании Ulichnaya Eda Романа Тугашева: о работе как игре и гастрономии как лучшем способе открыть страну

Фото из личного архива Романа Тугашева

– Какие книги вы бы порекомендовали прочесть?

– Продолжая тему путешествий, мне очень близка по духу книга Марины Мироновой «Еда без границ. Правила вкусных путешествий». Она о том, что гастрономия – более простой, быстрый и эффективный способ открыть страну, чем протокольная пробежка по музеям наперегонки с туристическими толпами. В этой книге описано, как правильно организовать свое гастрономическое путешествие и не разочароваться.

Из бизнес-литературы могу выделить книгу Роджера Фишера «Переговоры без поражений». Автор обладает колоссальным опытом в этой сфере: консультирует не только крупных бизнесменов, но и правительство. В ней он рассказал, как адекватно вести себя с неадекватными партнерами, как не поддаваться манипуляциям, как сохранять осознанность во время переговоров и сделать их максимально эффективными.

Предыдущие выпуски:

1. #Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского: о 12 неделях в году, как джаз повышает продуктивность и почему полезно иметь сознание новичка

2. #Часы медиаконсультанта Веры Черныш: как не давать мозгу ржаветь, какую работу не заменит искусственный интеллект и почему не нужно бояться «ветра в лицо»

3. #Часы основателя массовых онлайн-курсов Prometheus Ивана Примаченко: о неустойчивости инноваций, состоянии потока и как никогда не переставать бороться

4. #Часы основателя агентства Fedoriv Андрея Федорива: почему хороший бренд – это всегда вопрос, о суперлюдях и большой амбициозной цели

5. #Часы руководителя отдела коммуникаций и ивентов в UNIT.City Александры Говорухи: об азарте и самомотивации, как фокусироваться на главном и почему не нужно спешить жить

6. #Часы CEO онлайн-сервиса заказа еды Eda.ua Евгения Казанцева: о неудаче как стимуле, самом важном для бизнеса и трезвом осмыслении того, что делаешь

7. #Години радниці начальника Київського метрополітену Наталки Макогон: про день у підземці під час подорожей, фейли, «метрогоробця» та про те, чому робота в метро вчить спокою

8. #Часы сооснователя киевской библиотеки BOTAN Алексея Иванова: о несчастливых $100, въедливости, важности «зачем?» и контенте-фастфуде

9. #Часы основательницы проекта «Всі. Свої» Анны Луковкиной: о секрете продуктивности от Эннио Морриконе, лени как двигателе, отказе от соцсетей и нежелании взрослеть

10. #Часы основателей Kyiv Academy of Media Arts Сергея и Анны Вовк: о работе как стихии, ненужных заклинаниях и как ребенок помогает в организации дня

11. #Часы идеолога пространства для коворкинга Счастье HUB Маргариты Сичкарь: о правиле пустоты, пользе перепадов, почему людей можно обмануть только раз и как потратить миллион

12. #Години співвласника холдингу емоцій !FEST Андрія Худо: про вчасні паузи, драйв, ранкову каву і вміння бути психологом

13. #Часы основательницы кулинарного проекта «Картата Потата» Даши Малаховой: о жизни, как игре в теннис, отсутствии правил и важности миссии

14. #Часы основательницы культурно-социального проекта «Aрт-Пiкнiк» Славы Фроловой: о трудоголизме как враге, природе лидера, чувстве юмора и космосе человека

15. #Часы PR-директора «1+1 медиа» и партнера издательства «Книголав» Светланы Павелецкой: о дисциплине, честности, 100 книгах в год и почему всегда нужно делать больше

16. #Часы соосновательницы агентства Gres Todorchuk PR Ярославы Гресь: об опыте как награде и наказании, первых 110$ и почему нужно заставлять мозг болеть

17. #Часы основателя и СЕО студии стартапов Concepter Влада Тисленко: о пике эффективности, «железном человеке» и пользе текучки в компании

18. #Часы основательницы благотворительного фонда «Таблеточки» Ольги Кудиненко: об однозадачности, прокрастинации и злости как главном ресурсе мотивации